В эпоху холодной войны США и СССР хотели начать гонку вооружений даже в космосе. Параллельно с программой «звездных войн» Рональда Рейгана (Ronald Reagan) Советский Союз разрабатывал собственную боевую лазерную станцию. Проект по созданию монстра завершился грандиозным провалом из-за мелкой ошибки в программном обеспечении.
Когда Рональд Рейган объявил о своих планах использовать космическое пространство в военных целях, пресса только усмехалась. «Планы, основанные на телеиграх», — писал журнал TIME в 1983 году об идее американского президента создать противоракетный щит в космосе. Целая группа спутников на орбите должна была стать способной перехватить любую советскую межконтинентальную ракету. При помощи Стратегической оборонной инициативы (СОИ) США стремились нарушить технологическое равновесие сверхдержав и поставить на колени «империю зла» — так Рэйган назвал незадолго до этого Советский Союз. СМИ же окрестили задумку Рэйгана «звездными войнами».
В Москве планы американцев были восприняты со всей серьезностью: они не на шутку взволновали военных стратегов. Советский Союз, предположительно, еще в 60-ые годы понял, что спутники могут приносить также военную пользу. Готовились и собственные планы по созданию оборонной системы в космосе. Разрабатывалась ракетная платформа «Каскад», которая должна была сбивать вражеские спутники.
Лазер против лазера
Эти экзотические проекты долгое время оставались в тени. Начало реализации американского проекта СОИ вернуло их в политическую повестку дня. Советский Союз в 80-ые годы интенсивно работал над боевой станцией «Полюс-Скиф», которая разрабатывалась как щит от американской системы СОИ. Бывший пресс-секретарь «Роскосмоса» Константин Лантратов проанализировал на основе исторических документов разработку системы «Полюс-Скиф». По словам Лантратова, план выглядел следующим образом. Блок конструкции состоял из небольших двигателей, при помощи которых станция должна была быть направлена на орбиту. Второй модуль был необходим для атаки. Инженеры планировали разместить в нем баки с диоксидом углерода и два генератора, чтобы наделить лазер мощностью примерно один мегаватт. В данном типе лазера необходимы генераторы, чтобы привлечь молекулы газа из баков. После активизации частицы синхронно спускаются на меньший энергетический уровень, лазерный луч захватывает освободившуюся энергию. Так, лазерное оружие было успешно протестировано на транспортном самолете. В случае возникновения конфликта станция должна была начать охоту на систему американцев. «Лазерная атака на спутник хотя не привела бы к разрушению системы, но вывела бы из строя всю электронику», — отмечает историк космоса Джон Логсдон (John Logsdon) из университета Джорджа Вашингтона.
Такой могущественный образ возник, вероятно, и в умах членов политбюро, объявивших «Полюс-Скиф» приоритетным проектом. В разработке системы были задействованы до 70 подразделений советской авиационной промышленности. Они создали монстр. Вес готовой станции составил около 80 тонн, длина — 40 метров, ширина — четыре метра. Для сравнения: навигационные спутники GPS весили от 700 килограмм до двух тонн. Внешняя конструкция станции была соткана как мозаика. Некоторые узлы были заимствованы от несчастливой программы «Буран», российского аналога американской системы «Спэйс шаттл». Другие компоненты были взяты из так и не разработанной космической станции «Алмаз». Аппараты подобной массы ранее не запускались в космос. К счастью для инженеров, в советских лабораториях в то время разрабатывалась огромная ракета-носитель «Энергия». Технические проблемы были несказанно велики. Большой газовый лазер требовал мощной системы охлаждения, генераторы состояли из движущихся частей, которые должны были быть стабилизированы. Определение координат цели не было отработано.
Заключительный маневр сорван
Проектировщики вначале решили запустить в космос прототип («Скиф-ДМ»). Таким образом, планировалось протестировать, по крайней мере, основные компоненты, такие как радарная установка. «Скиф-ДМ был тестовым спутником, на борту не было оружия», — объясняет американский историк Логсдон. Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв не был сторонником гонки вооружения в космосе. «Он настаивал на том, что не нужно перегибать палку в Полюс-Скифе», — отмечает Логсдон. По всей видимости, сам Горбачев принял решение внести ряд ограничений. Кремль приказал не использовать газ в тестовых пусках, чтобы не запугать США. Такой крупный объект на орбите, в любом случае, не остался бы без внимания. Но следы диоксида углерода американцы тут же приняли бы за лазерные эксперименты. Горбачев, вероятно, не хотел больше вселять страх в США, но вместе с тем хотел показать, что он это может.
В мае 1987 года ракета с макетом «Скиф-ДМ» поднялась в воздух. «Энергия» работала безукоризненно, расстыковка произошла в точно запланированное время. Но поскольку станция летела вниз головой, ей предстояло развернуться на 180 градусов, прежде чем включить двигатели. Вместо полукруга «Скиф-ДМ» совершил два полных оборота и вернулся в исходное положение. «В спешке запуская такой сложный объект, разработчики не обратили внимания на ошибку в программном обеспечении», — пишет Дуэйн Дэй (Dwayne Day) из американского Национального исследовательского совета в исследовании, выполненном для издания Air&Space. «Двигатель завелся, и “Скиф-ДМ” полетел обратно в атмосферу, которую он только что покинул». Корабль потерпел крушение в небе над Тихим океаном и сгорел. От дальнейших стартов разработчики отказались. Горбачев начал политику перестройки, близилось окончание холодной войны. Космос как утопическое место
Развитие американской системы СОИ также не увенчалось успехом. «Техническая разработка лазерной системы для орбиты проходила не так быстро, как хотелось бы», — говорит Логсдон. Американцы отказались от развития лучевого оружия. Но космос остался стратегической площадкой и для правительства Джорджа Буша-старшего. В соответствии с программой Brilliant Pebbles планировалось оснастить тысячи спутников снарядами из вольфрама размером с дыню и направить их на борьбу с вражескими объектами.
Лишь Билл Клинтон (Bill Clinton) в 90-ые годы положил конец борьбе в космосе. Для всего мира неудавшаяся милитаризация стала настоящим счастьем. С этого момента космос стал мирным местом. «Но космическая техника не является однозначно гражданской или военной. Границы очень зыбкие», — отмечает берлинский историк Тильман Зибенайхнер (Tilman Siebeneichner). Европейская спутниковая навигационная система Galileo в кризисных ситуациях может быть задействована и для управления военными объектами.
Зибенайхнер исследует аспекты милитаризации космоса в Свободном университете Берлина. «Вершиной космической эры стала высадка на Луну в 1969 году, затем в исследовании космоса начался кризис», — отмечает историк. И лишь Рейган с системой СОИ создал почву для фантазий. «Идея Рейгана о космосе как высокоуровневом поле боя, в котором должно победить добро, крайне утопична». Но тем самым Рейган хотя бы на какое-то время вновь «превратил космос в место для грез».