Речь идет об одном из самых громких событий в Швейцарии. Проходящий неподалеку от Женевы фестиваль Палео каждый год собирает 230 000 жителей, которые приходят посмотреть на выступления 250 всемирно известных артистов. M.I.A, The Prodigy, Placebo, Stromae и The Black Keys — таков список хедлайнеров фестиваля в этом году. Только вот известно ли им, что их гонорары частично профинансировала всемогущая табачная индустрия?
Компания Philip Morris International (ее головной офис находится в Лозанне), мировой лидер в производстве табачной продукции, вот уже несколько лет спонсирует Палео. В 2014 году табачные предприятия внесли в общей сложности «чуть более 300 000 франков», — заявил в мае в эфире радио RTS директор фестиваля Даниэль Россла (Daniel Rosselat). В месте проведения фестиваля был установлен огромный рекламный стенд Marlboro, ключевого продукта компании. Вот, что говорит ставшая в этом году волонтером Мусса:
«Некоторые сотрудники и сотрудницы занимались рекламой сигарет. Они раздавали красивые подарки вроде зажигалок и пепельниц. Причем, должна сказать, эти сотрудницы явно были не из простых...»
«В Женеве пятилетний ребенок до сих пор может купить пачку сигарет»
Джазовый фестиваль в Монтре был профинансирован British American Tobacco, главным спонсором традиционной и одной из первых в мире выставок современного искусства в Базеле стал сигаретный бренд Davidoff, а Japan Tobacco International оказывает финансовую поддержку крупнейшим женевским театрам и музеям... Швейцария стала настоящим раем для табачной промышленности, которая может в полной мере развернуть тут свою филантропию и лоббирование без привычных для остальной Европы ограничений.
Табачной индустрии удается проникнуть даже в университеты: в июне 2014 года цюрихские специалисты обнародовали результаты исследования с выводами о несущественном воздействии на несовершеннолетних в Австралии (эта страна первым пошла на такой шаг) решения о запрете изображений на пачках сигарет. Работу полностью профинансировала Philip Morris International. «Они используют это исследование, чтобы повлиять на Новую Зеландию, Англию и Ирландию, где сейчас тоже говорят о введении аналогичных мер», — объясняет глава женевской антитабачной ассоциации Oxyromandie Паскаль Дьетельм (Pascal Diethelm)
Дело в том, что Швейцария — последняя страна на европейском континенте, которая до сих пор не ратифицировала рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, которую утвердили 177 государств по всему миру. Цель этого вступившего в силу в 2005 году документа заключается в борьбе с отрицательными последствиями курения и ограничения маркетинга табачной промышленности.
Поэтому, в отличие от той же Франции, в швейцарских газетах разрешена реклама табака. Кроме того, запрет на продажу табака несовершеннолетним все еще введен не во всех кантонах. «В Женеве пятилетний ребенок до сих пор может купить пачку сигарет», — вздыхает Паскаль Дьетельм.
Табачная промышленность имеет впечатляющий вес в швейцарской экономике. По историческим, налоговым и юридическим причинам штаб-квартиры крупнейших международных корпораций находятся именно там: Philip Morris International (Marlboro, Chesterfield) расположилась в Лозанне, British American Tobacco (Lucky Strike, Vogue) — в выгодном со многих точек зрения Цуге, а Japan Tobacco International (Camel, Winston) — в Женеве. Японская компания (занимает третье место в мире в табачной отрасли) как раз заканчивает строительство нового здания, которое должны сдать уже в следующем году. Это сверкающее стеклом огромное строение площадью в 25 000 квадратных метров находится в отведенном для международных организаций районе Женевы, всего в нескольких сотнях метров от штаб-квартиры Всемирной организации здравоохранения.
В Бонкуре British American Tobacco приобрела знаменитую табачную мануфактуру Burrus с 200-летней историей. Благодаря сигаретным деньгам члены семьи Бюррю стали настоящими благодетелями и королями Бонкура. Некоторые из них были мэрами города и запомнились многим своей щедростью: они вкладывали деньги в школы, футбольные стадионы и дома престарелых. Сегодня на выкупленном British American Tobacco заводе выпускается ежегодно 10 миллиардов сигарет и работают почти 300 человек.
На Philip Morris International в Швейцарии работают порядка 3 000 человек, которые распределены между головным офисом в Лозанне и производственным центром в Невшателе. Это одна из самых крупных компаний в Швейцарии. Попросивший не называть его имени бывший сотрудник Philip Morris International рассказал нам следующее:
«В Женеве Philip Morris International входит в тройку лучших работодателей наравне с Rolex и Tetra Pak. По приходу в компанию ваше первое собрание проходит в одном из крупнейших дворцов съездов в Швейцарии: либо в Болье в Лозанне, либо аудитории Стравинского в Монтре. (...) В Лозанне они в некотором роде привилегированные налогоплательщики. Видели какое они построили прекрасное здание? Швейцарцы стараются особо не придираться ко всему, что касается табака, фармацевтики и предметов роскоши».
«Черногорский след»
Кроме того, преимущества не ограничиваются политикой и экономикой. Швейцария по-прежнему остается островком юридической безопасности для производителей сигарет. Это особенно не предают огласке, однако факты все равно налицо: в течение многих лет, с самого начала 2000-х годов табачные компании занимались контрабандой сигарет в Европе в тесном сотрудничестве с мафией из Италии и Черногории. Тем самым они обходили существующие европейские налоги.
Речь идет о так называемом «черногорском следе». Полученные деньги отмывались в Швейцарии, под самым носом у европейских властей. Тем не менее, в 2004 году табачные корпорации поймали за руку, и с тех пор они обязались повысить требования к отслеживанию своих грузов, а также профинансировать работу Европейского бюро по борьбе с мошенничеством в размере 2 миллиардов долларов.
В Европе начались громкие судебные процессы против контрабандистов. В Швейцарии разбирательство по делу «сигаретной мафии» подошло к завершению в конце прошлого года. Оно оказалось одним из самых крупных дел по организованной преступности за всю историю страны. Пять лет следствия и еще столько же судебных слушаний. 2 000 томов и 500 000 страниц дела. Как бы то ни было, из-за нехватки времени, средств и энергии табачные компании так и не попали в центр внимания следователей, несмотря на множество документов, которые подтверждают существование договоров с посредниками.
В конечном итоге, в Швейцарии по делу «сигаретной мафии» были признаны виновными всего двое из девяти обвиняемых. Хотя суду и удалось доказать их связи с преступной организацией и понимание ими совершаемого правонарушения, факт их принадлежности к мафии установить не удалось. И это несмотря на обнаруженные следователями у одного из обвиняемых набитые деньгами спортивные сумки и черную бухгалтерию. Более того, одного из них в прошлом уже признавали виновным по делу об отмывании денег.
Перед следователями и судьями в полный рост встала серьезная проблема: швейцарское правосудие не считает преступлением контрабанду сигарет за пределами государственных границ и не может выносить решение по случаям отмывания денег с давностью до 2009 года. Некоторые из обвиняемых, на имя которых был выписан ордер на арест в Германии и Италии, еще много лет тому назад нашли прибежище в Швейцарии. Юридическое убежище на свежем горном воздухе среди чистых озер.
Двум осужденным даже удалось вернуть полученные от контрабанды 20 миллионов франков, которые у них конфисковали во время процесса. Это опять-таки объясняется несуразности швейцарского закона: суд решил, что эти нажитые на контрабанде деньги были заработаны за пределами Швейцарии. Получается, в Швейцарии можно поддерживать преступные организации, спокойно складывая в карман деньги от контрабанды за пределами ее границ.
«Сегодня индустрия ориентируется на социальные сети и рекламные рассылки»
Однако на, казалось бы, безоблачном горизонте все же замаячили тучи. В конце 2013 года в Philip Morris International запустили социальный план для объектов в Лозанне и Невшателе, который в частности предусматривает перенос 164 рабочих мест в Азию, Восточную Европу и Южную Америку. В апреле этого года крупнейшая табачная компания объявила о намерении закрыть принадлежащий ей самый большой в мире завод в Нидерландах на фоне 20% спада продаж сигарет за четыре года. На такой шаг Philip Morris International толкают контрабанда и ужесточение европейского регламента. Как бы то ни было, на мировом уровне корпорация по-прежнему получает огромную прибыль (1,85 миллиарда евро за второй квартал 2014 года) и продолжает инвестиции.
В Швейцарии же сейчас готовится новая директива по табачной продукции, которая носит чуть более ограничительный характер и призвана запретить любую форму рекламы в печатных изданиях. Как бы то ни было, по мнению борцов с табаком, этого откровенно недостаточно. «Это по большей части относится лишь к рекламе в газетах, — объясняет Паскаль Дьетельм. — Сегодня же индустрия ориентируется на социальные сети и рекламные рассылки. Закон запрещает рекламу в печатных изданиях, но разрешает все остальное».
Так, хотя потребление табака в Швейцарии и сократилось за период с 1992 по 2012 год, число курильщиков в возрастной группе от 15 до 24 лет ощутимо растет с 2007 года. Эта группа населения легко поддается воздействию маркетинга табачных компаний на концертах в Палео, видео на YouTube или в Twitter. В вышедшем в 2013 году на Canal+ документальном фильме французский журналист Поль Морейра (Paul Moreira) рассказал об устроенной Gauloises вечеринке в Швейцарии. Как признал один снятый на скрытую камеру организатор мероприятия, «даже если мы завоюем всего одного клиента, это клиент на 20 лет, то есть все равно рентабельное вложение денег».