Министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей считает, что официальному Минску удалось достичь прогресса в отношениях с Брюсселем и Вашингтоном. По его мнению, сделано уже много позитивных шагов навстречу друг другу.
«Мы решили создать позитивную атмосферу с помощью этих позитивных шагов — пусть и небольших — в отношениях между Белоруссией и ЕС, Белоруссией и США в целях восстановления уровня наших отношений, нормализации наших отношений. Я уверен, что это приведет к урегулированию принципиальных вопросов между нашими государствами», — заявил Владимир Макей в интервью южноафриканской газете Business Day.
— Оптимизм Макея во многом вызван грядущими кадровыми переменами в польском МИДе и структурах Евросоюза, — считает политический обозреватель Роман Яковлевский. — В частности, как сообщила Gazeta Wyborcza, министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский вскоре должен занять пост председателя сейма Польши.
Также покидает свой пост комиссар Евросоюза по вопросам расширения и Европейской политики соседства Штефан Фюле.
Владимир Макей, видимо, надеется, что новые кадры во главе польского МИДа и во внешнеполитическом ведомстве Евросоюза будут менее жесткими к официальному Минску.
К тому же, белорусский министр, вероятно, считает прогрессом во взаимоотношениях с ЕС сам факт недавних переговоров с Сикорским. Но не стоит придавать большого значения отношениям с чиновником, покидающим свой пост.
— А есть ли у официального Минска основания говорить о потеплении отношений с Соединенными Штатами Америки?
— Оптимизм Макея выглядит немного странным на фоне недавнего заявления межведомственной правительственной делегации США. В частности, заместитель помощника госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда Томас Мелиа подчеркнул, что главным препятствием в налаживании взаимоотношений между официальным Минском и Вашингтоном является наличие в Белоруссии политических заключенных.
В интервью южноафриканской газете Business Day Владимир Макей не сообщил, что белорусская сторона изменила свою точку зрения по этой проблеме. Вот почему вряд ли стоит надеяться на улучшение отношений и с Вашингтоном.
— Улучшила ли имидж Лукашенко война на Украине?
— Безусловно, на фоне ситуации на юго-востоке Украины внешне спокойная Белоруссия выглядит не таким злом, не таким беспокойным элементом для Запада. Сейчас уже Лукашенко — не «последний диктатор Европы».
Однако НАТО прекрасно осознает, что лукашенковская Белоруссия является главным стратегическим союзником путинской России, которая доставляет сегодня такую головную боль Западу.
— И насколько реально сейчас для белорусской власти, не меняя политики, улучшить отношения с ЕС или хотя бы с отдельными западными странами, которым выгодно развивать экономические связи с Белоруссией?
— Отделять экономику от политики сегодня в Евросоюзе не принято. Даже Германия, которая ранее зачастую была привержена этому принципу, приоритетом перед экономической выгодой ставит политические вопросы.
На нынешнем противостоянии России с Западом Белоруссия может получить тактические бонусы. Но для полноценной нормализации отношений с Евросоюзом и США официальному Минску необходимо менять политику: освобождать политзаключенных, улучшать ситуацию с правами человека. Однако шагов в направлении к демократии белорусские власти не делают. Отношения с Западом пока остаются прохладными.