Государственный секретарь США Джон Керри посетил на прошлой неделе Каир и провел встречу с египетским президентом Ас-Сиси. Выступая перед журналистами, глава госдепартамента заявил, что «Египет является одним из самых влиятельных государств и играет ключевую роль в глобальной борьбе с терроризмом».
Керри также добавил, что Соединенные Штаты ведут совместную борьбу с Египтом против террора. Но, несмотря на все эти декларации, Каир не спешит присоединиться к международной антитеррористической коалиции, которую формирует президент Барак Обама.
Дипломатический источник в Египте сообщил газете «Аль-Хаят», что Каир заинтересован в расширении своей войны с «Братьями-мусульманами» — прежде, чем вступать вместе с западными странами в войну с группировкой ИГИЛ. По словам дипломата, каирское руководство дало понять американцам, что позволит силам коалиции, которую формирует Обама, использовать египетскую территорию в этих целях. Американский план не включает в себя внятные цели и четкие временные рамки, полагают в Каире.
Несмотря на некоторое улучшение отношений между двумя странами, сложно назвать их дружескими. Каир и Вашингтон взаимодействуют, исходя из практических соображений. Однако многие египтяне полагают, что США грубо вмешиваются во внутренние дела Египта и других арабских стран.
Отношения между египтянами и американской администрацией начали портиться в 2012 году, когда в стране проходили президентские выборы. Падение Мубарака вывело Египет на исторический перекресток: умеренное развитие под руководством секулярных политиков либо исламский режим под руководством «Братьев-мусульман» и их ставленника Мухаммеда Мурси.
Несмотря на обвинения в фальсификациях, Мурси с небольшим отрывом победил светского кандидата. Ставленник «Братьев-мусульман» управлял Египтом около года и привел страну к экономическому и социальному коллапсу. Ситуация в сфере гражданской безопасности стала невыносимой. Египетские граждане убеждены, что Мурси пользовался поддержкой США, полагавших, что этот политик будет плясать под их дудку.
Подозрительное отношение к Соединенным Штатам сохранилось и в период следующих президентских выборов, на которых победил генерал Ас-Сиси. Многие видели в победе Ас-Сиси не только победу здравых сил египетского общества над исламистами, но и победу свободного Египта над американским империализмом. Не случайно американские требования к новому руководству Египта соблюдать права человека, а также список реформ, которые, по мнению Белого дома, Каир должен провести, были с презрением отвергнуты египетской стороной.
Угрозы американцев заморозить экономическую помощь были также с демонстративным пренебрежением восприняты в Каире. Вместо того чтобы подчиняться требованиям Запада, египтяне начали сближаться с противником Обамы, российским президентом Владимиром Путиным, а также укреплять отношения с Саудовской Аравией.
В проблематичные отношения между Каиром и Вашингтоном внесло свою лепту и поведение американской администрации в период операции в Газе. Египет подверг критике попытки Белого дома использовать Турцию и Катар в качестве посредников в достижении перемирия между Израилем и ХАМАС. Сегодня американцы понимают ключевое значение Египта в урегулировании региональных конфликтов — в том числе и в войне против радикального ислама.
Перевод: ИА «Курсор» (Израиль).