Кризис на Украине размывает основополагающие принципы устава ООН. Он же связан с обвинением России в нарушении Будапештского меморандума 1994 года. Согласно данному договору, Россия, США и Великобритания обязались в обмен на отказ Украины от прав на ядерное оружие соблюдать ее территориальную целостность.
Противостояние Москвы и Киева серьезно подрывает взаимное доверие между Западом и Россией. Нынешние отношения скатились до уровня, которого мы не видели со времен холодной войны. НАТО и Россия отказались от ставшего уже привычным сотрудничества. Ущерб настолько серьезен, что складывается впечатление о невозможности выйти на договоренности, которые бы смогли не допустить дальнейшего разрастания кризиса. Нынешняя ситуация на востоке Украины оказывает прямое влияние на процесс разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения.
После окончания холодной войны Соединенные Штаты и Россия, имевшие на вооружении более 65 тысяч ядерных боеголовок, значительно сократили свои ядерные арсеналы.
В 2009 году президент США Барак Обама провозгласил новую эру взаимодействия в мире и заявил, что ядерное разоружение должно стать одним из приоритетов международного сообщества. Два года спустя США и Россия подписали новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, взамен договору СНВ-1, который был подписан в 1991 году. В новом договоре по СНВ в качестве лимитов указывалась 1 тысяча 550 размещенных боеголовок, что на 30% ниже верхнего допустимого порога СНВ-1, а количество межконтинентальных пусковых установок, ядерных установок на АПЛ и ядерных бомбардировщиков не должно превышать 800 штук. Договор был рассчитан на десять лет и был положительно воспринят мировой общественностью.
Вопросы ядерного разоружения остаются приоритетными и сегодня. Дело в том, что оставшиеся запасы ядерного оружия по-прежнему представляет угрозу для существования человечества и несут риск преднамеренного или непреднамеренное его применения. На чашу весов поставлено существование человечества.
Несмотря на нынешние непростые отношения между Вашингтоном и Москвой, необходимо сделать все возможное, чтобы эти две ядерные супердержавы продолжили сокращение своих ядерных потенциалов, ограничили возможности их дополнительного развертывания и применения. Москва и Вашингтон должны дать четкие заверения международному сообществу не применять и не угрожать применением ядерного оружия.
Нынешняя военная доктрина России не исключает применения ядерного оружия в ходе локальных и региональных вооруженных конфликтов, что было неприемлемо даже во времена Советского Союза. Дабы не допустить негативного развития сценария необходимо, чтобы Москва и Вашингтон как можно быстрее сели за стол переговоров. Однако в нынешнем контексте напряженности и недоверия в отношениях двух стран такое примирение маловероятно. На самом деле, сомнительно, чтобы Москва и Вашингтон смогли бы в нынешней ситуации возобновить переговоры о заключении нового соглашения о ракетах средней и малой дальности (РСМД) на фоне создания системы ПРО США, а также некоторых китайских баллистических разработок.
Ухудшение отношений между Западом и Москвой может в конечном итоге привести к провалу международной политики в вопросах нераспространения ядерного, химического и биологического оружия.
Следует также отметить, что Совет Безопасности ООН (Аргентина входит до конца текущего года в состав ее непостоянных членов) не может повлиять на негативный ход развития событий. Все это может привести к распаду коалиции шести стран (Германии, Китая, США, Великобритании и России), ведущих переговоры с Тегераном по иранской ядерной программе, а также отрицательно сказаться на эффективности работы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Украинский кризис, скорее всего, повлияет и на предстоящую сессионную работу Генеральной Ассамблеи ООН, а также на неформальные договоренности в области нераспространения оружия массового уничтожения. Для Аргентины это не безразлично, так как она председательствует в Группе ядерных поставщиков (Прим. пер. ГЯП — группа из 48 государств ядерных поставщиков, которая стремится внести свой вклад в нераспространение ядерного оружия посредством осуществления руководящих принципов ядерного экспорта и экспорта в ядерной области).
Кризис на Украине может отрицательно сказаться на подготовке и проведении международной конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения, а также конференции по разоружению.
Нечто подобное может произойти в следующем году и с очередной конференцией по рассмотрению действия договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Как ожидается, на конференции будет обсуждаться ряд практических задач на следующие пять лет, связанных с формированием конкретных ориентиров для последующей работы по сбалансированному укреплению режима ДНЯО на основе трех его ключевых составляющих (нераспространение, разоружение, мирное использование атомной энергии).
Несомненно, что ухудшение отношений России с Западом негативно скажется на сотрудничестве в сфере нераспространения химического оружия. Следует отметить, что Россия и США всегда тесно сотрудничали в вопросах уничтожения химического оружия. Ярким примером такого сотрудничества стало уничтожение химического арсенала Сирии.
Аналогичная ситуация складывается с конвенцией о запрещении биологоческого оружия. По этому вопросу позиции Вашингтона и Москвы всегда были близки или совпадали. Стороны исходили из того, что необходимо тесное международное сотрудничество и диалог государств-участников конвенции.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: кризис на Украине негативно отражается не только на региональной безопасности, но и отрицательно влияет на вопросы разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения, что вызывает дополнительную тревогу в международном сообществе.