Западу нужно в срочном порядке занять по отношению к арабам, туркам и россиянам точно такую же позицию, что и по отношению к Германии в 1945 году: принять во внимание их интересы, не разрывать с ними связи, оставить им место во властных кругах, предложить совместные проекты.
Как в отношениях людей, так и наций, унижение может привести лишь к необдуманным поступкам, новым войнам и конфликтам.
Поэтому очень важно не унижать других, проявить к ним уважение. Если же унижения избежать не удалось, необходимо постараться сохранить диалог, по крайней мере, если униженный все еще готов говорить и не превратился в непримиримого врага, помешать которому навредить вам можно только силой.
Так, в 1919 году унижение Германии глупым Версальским договором привело к победе нацизма, с которым впоследствии пришлось вести борьбу. Точно также в 1995 году унизительный отказ от принятия Турции в Европейский Союз толкнул ее в объятья исламизма, который пока еще остается умеренным, но однажды может превратиться во врага. Далее, после третьей войны в Персидском заливе расформирование светской и прекрасно подготовленной армии Саддама Хусейна подтолкнуло тысячи солдат и офицеров к формированию исламского халифата, который сегодня стремится объединить под своим крылом всех обиженных мусульман в смертельной борьбе против Запада. Не стоит забывать и про сохранение основанных на жестокости и унижении отношений между Израилем и Палестиной, когда одни питают иллюзии насчет победы в войне, а другие упорствуют в стремлении уничтожить еврейское государство.
Наконец, сегодня речь идет об унижении России, стремлении изолировать ее от остального мира из-то того, что она не согласна с тем, чтобы к русскоязычному населению Украины относились как к гражданам второго сорта. Это может превратить ее во врага, с которым нам однажды придется сразиться. Особенно глупым выглядит поведение поляков, которые готовы сделать все для изоляции России точно так же, как Франция была на все готова для изоляции Германии в 1920-х годах.
Третья мировая война может стать естественным продолжением этой геополитики унижения. Уже сейчас в Вашингтоне и Москве высказываются националистические, конспирологические и воинственные мнения, которые могут привести к самому худшему сценарию просто путем накопления глупости и злобы.
На самом деле с обеих сторон найдется немало людей, которые были бы не против, если бы международная напряженность поднялась до такой степени, что отмела в сторону ужасные последствия финансового кризиса, дала работу оборонной промышленности и позволила разграбить накопленное населением (с помощью налогов или отсрочки по выплатам государственного долга) во имя так называемой защиты оказавшейся в опасности родины.
В первую очередь это относится к США, которые находятся далеко от будущих полей сражения и больше почти не нуждаются в энергоресурсах Ближнего Востока и Средней Азии. Они опасно заигрались с этой стратегией, которая может помочь им преодолеть финансовый кризис, но может стать самоубийством для Европы, которая совершенно по-глупому следует в фарватере Америки.
Если мы хотим избежать дальнейшего обострения, Западу нужно в срочном порядке занять по отношению к арабам, туркам и россиянам точно такую же позицию, что и по отношению к Германии в 1945 году: принять во внимание их интересы, не разрывать с ними связи, оставить им место во властных кругах, предложить совместные проекты. В первую очередь, это касается России: необходимо прекратить бойкот, так как он вредит лишь одним европейцам, и привлечь ее к борьбе с радикальным исламом, которую она каждый день ведет на Кавказе.
Франция может и должна выступить с предложением о такой перемене доктрины. Ей нужно найти в себе смелость порвать с «хвостизмом» других европейцев, как она уже не раз поступала в прошлом, и стать главной движущей силой политики уважения. Даже если из-за этого на время придется побыть в одиночестве.