По сообщению иранского информагентства ILNA, на встрече глав зарубежных представительств Исламской Республики Иран глава судебной ветви власти Садек Амоли Лариджани коснулся проблемы прав человека и критики западных стран в адрес Ирана по этому поводу. В частности, он отметил следующее: «На прошлой неделе некоторые страны позволили себе определенные высказывания по проблеме прав человека, которые были неверно трактованы рядом средств массовой информации. Я убежден, что нынешняя ситуация в мире и двойные стандарты в поведении конкретных стран по сути превращает Всемирную декларацию прав человека в простой клочок бумаги, а вместе с тем это важный международный документ. Империалистические страны имеют собственное представление о правах человека. Декларация представляет собой гарантию важнейших прав человека, однако эти страны не проявляют к ней ни малейшего уважения».
Глава судебной ветви власти подчеркнул, что у Ирана есть собственное мнение о Декларации прав человека, и заявил: «На основе этого документа можно отразить многие нападки против Ирана касательно прав человека. По проблемам, с которыми они связывают нарушение этих прав в Иране, они даже не приводят полный текст данной декларации. К примеру, в статье 29 документа заявляется, что все страны и народы должны действовать согласно правам и свободам, которые предусмотрены в разных статьях декларации. Однако в тексте той же 29-й статьи также прописано, что граждане, осуществляя свои права, должны учитывать законные ограничения, и государственное законодательство может ограничивать их свободы».
В другой части своего выступления Амоли Лариджани сделал акцент на том, что в Исламской Республике Иран существует собственная специфика в сфере соблюдения прав человека и, согласно действующей конституции, законы должны основываться на исламском вероучении. «На данном основании, - продолжил он, – наши законы не могут противоречить исламским нормам шариата. Сейчас большая часть критики в плане прав человека в Иране касается шариата. В частности, они критикуют право на возмездие, тогда как оно относится к числу основных коранических принципов, и мы не можем игнорировать его из-за несогласия с ним нескольких государств».
Амоли Лариджани пояснил: «Мы признаем и права человека и тот факт, что они учитываются в нашем религиозном учении. Мы лишь утверждаем, что наше понимание прав человека отлично от их трактовки».
Глава судебной ветви власти подчеркнул необходимость защиты в Исламской Республике Иран законодательства в сфере прав человека и заявил: «Мы не беремся утверждать, что в нашей судебной системе не происходит никаких нарушений, но взгляните на ту критику, которую они выдвигают в наш адрес. Они ограничиваются лишь некоторыми сообщениями от людей, которые враждебно настроены против Исламской революции и замарали свои руки в крови иранского народа. Опираясь на эти материалы, они берутся осуждать нас».
Амоли Лариджани указал на инсинуации некоторых СМИ по поводу гомосексуалистов в Иране и отметил: «Согласно нашим религиозным принципам, мы запрещаем в своей стране деятельность гомосексуалистов. Однако ложными являются утверждения о том, что мы приговариваем таких людей к смертной казни. Государство и ислам не решают проблемы интимного характера. Из-за внутренней чистоты и благородства человека ислам не признает существование таких проблем, однако эту тему сейчас обсуждают с точки зрения соблюдения прав человека. Вместо этих вопросов, которые касаются лишь узкого круга лиц, надлежало бы обсудить убийство тысяч людей в секторе Газа, которое почему-то не вызывает никакой критики со стороны защитников прав человека. Это просто недопустимо, и мы считаем себя обязанными защищать исламские принципы».
Обращаясь к послам и другим дипломатическим сотрудникам зарубежных миссий Исламской Республики Иран, он заявил: «Коль скоро мы признали определенные принципы и убеждения, необходимо их отстаивать. Будет жаль, если мы откажемся от высшего божественного права, составляющего нашу основу, и поддадимся на обман этих псевдозащитников прав человека».
Глава судебной власти указал на некоторые примеры двойных стандартов в этой сфере и заявил: «К сожалению, в настоящее время мы являемся свидетелями того, что нашу страну активно критикуют за нарушение прав человека. Они видят, какие трагедии, относящиеся к числу военных преступлений, происходят в секторе Газа, но все равно продолжают поддерживать сионистский режим и утверждают, что ради своей самозащиты он имеет право отдавать приказы об убийстве беззащитных палестинских детей».
Многие примеры нарушения прав человека, приписываемые Ирану, он объяснил неадекватностью источников информации и добавил: «Когда мы говорим о правах человека, сначала необходимо пояснить, что понимается под этим термином, а потом уже изучать его с разных сторон».
«Права человека, – продолжил он, – немыслимы и невозможны без истинного представления о самом человеке и мире людей. С другой стороны, наши религиозные убеждения содержат специфическую трактовку человека и мира, в котором он живет, что позволяет нам по-своему смотреть на проблему соблюдения его прав».
Глава судебной ветви власти отметил тот факт, что, не познав человеческой сути, нельзя говорить о правах человека, и напомнил: «У людей есть разные права, включая свободу и равенство. Однако если придерживаться исключительно материалистического взгляда, то, естественно, следует отказаться от идеи о том, что человек является сферой божественной духовности. Во Всемирной декларации прав человека содержится много того, что тем или иным образом приближает нас к пониманию человеческой природы, и пока мы не выработаем общего понятия о человеке, расхождения во взглядах не удастся преодолеть».
Далее он подчеркнул, что разные религии – и особенно ислам – трактуют права человека иначе, нежели материализм, и заявил: «В Коране, где имеется ссылка и на другие религии, перечислены все моральные ценности, однако в материализме все обстоит совсем иначе. Указание Корана на суть бытия представляет собой чистый монотеизм. В айятах постоянно упоминается господь и прославляется единобожие».
Отметив тот факт, что страны, критикующие Иран за якобы нарушение прав человека, не разделяют его веру, он продолжил: «Критике подвергаются даже такие принципы, как право воспитания ребенка (как правило, отцом) после развода и (ограниченное для женщин) право на наследство, которые критики считают нарушением прав человека. Между тем специфическое право на наследство – это исламская норма, которая соблюдается не только иранцами-шиитами».
В своем выступлении Амоли Лариджани также затронул проблему наркопреступности и обратил внимание слушателей на следующее: «Как следует наказать человека, который контрабандным путем провозит 100 килограммов героина? Одного грамма этого вещества достаточно, чтобы отравить 17 человек. Получается, что 100 килограммов хватит на то, чтобы отравить весь Тегеран. Неужели судебной власти не пресекать деятельность контрабандистов? Как быть с правами людей, которые из-за них становятся наркозависимыми? Пусть те, которые якобы отстаивают права человека, скажут, как нам поступать в таком случае. Между тем, мы защищаем европейские страны от проникновения в них наркотиков».