Накал в отношениях США и России делает мировую экономику уязвимой к одному из самых серьезных геополитических рисков за весь послевоенный период. Напряженность, установившаяся в регионе после того, как Россия, обеспокоенная переговорами ЕС и Украины о зоне свободной торговли, стала провоцировать гражданскую войну в этой стране, превратилась в «русскую рулетку» между Россией и западными странами.
Санкции, которые были озвучены США и Европой на прошлой неделе, преследуют одну цель — ударить по банковскому, оборонному и энергетическому секторам, которые имеют жизненно важное значение для России. Новые санкции, с одной стороны, затрудняют доступ российских банков к финансовым ресурсам на рынках США и Европы, с другой — запрещают американским и европейским компаниям осуществлять совместные проекты и экспорт в Россию в энергетическом и оборонном секторах.
Ограничив импорт продовольствия из Европы в ответ на первые введенные Западом санкции в отношении российского финансового сектора, Россия вновь дала понять, что она намерена поднять ставки. Обратив внимание на тот факт, что новые запреты США совпали с моментом подписания Украиной и сепаратистами соглашения о прекращении огня, Путин подчеркнул: Россия работает над ответными мерами, которые накажут Запад без вреда для России. Так, возможно, Москва запретит ввоз автомобилей и одежды.
После глобального кризиса мы уже сталкивались с угрозами, возникающими на почве соглашений о свободной торговле и перемещений капитала. Но если в прошлом проблемы ограничивались лишь несколькими товарами и странами и потому получали достаточно скорое решение, то сейчас возникла угроза, которая затрагивает множество секторов и отношения таких глобальных гигантов, как США, ЕС и Россия.
Предсказать, как долго продлится «русская рулетка» Путина с западными странами, сложно. Но многолетнее эмбарго западных государств в отношении Ирана показывает, что, как и в период холодной войны, мир стоит перед лицом долгоиграющей угрозы. Предугадать, когда кончится война, сегодня непросто. Но уже сейчас можно утверждать, что, когда это все-таки произойдет, проиграют Европа, Россия и Украина, а в выигрыше останутся США и Китай.
Начнем с проигравших. Издержки экономического эмбарго главным образом ударят по экономикам Европы, России и Украины. Европа так и не смогла выйти из стагнации после глобального кризиса, и ее экономика до сих пор остается слабой. На фоне ответных санкций России она может снова сползти в рецессию.
Как и Иран, столкнувшись с санкциями, Россия попытается выйти из этой ситуации через наращивание объемов торговли с Азией. Но ограничения на импорт продовольствия приведут к росту инфляции (расходы на продовольствие и алкоголь составляют 32% корзины индекса потребительских цен), а санкции в энергетической области могут создать проблемы с точки зрения предложения и повлечь за собой снижение темпов экономического роста.
Что касается Украины, здесь сказать практически нечего. Стремясь к зоне свободной торговли с Европой, она столкнулась с территориальными потерями, экономической стагнацией и риском холодной зимы.
Обратим внимание на победителей. США, обладая весьма ограниченными объемами торговли с Россией, практически не понесут экономических убытков. А благодаря дополнительному весу, который он приобретет на международной политической арене, Вашингтон останется главным победителем в этой игре. Вместе с тем Китай, который, преследуя грамотную политику, не является заинтересованной стороной в этом вопросе, заполнит оставленный Европой и США вакуум, став единственным игроком, превратившим глобальный кризис в удачную возможность.
Перейдем к Турции. Несмотря на позитивные заявления экономической администрации и политиков, Турции будет непросто остаться в прибыли по завершении «русской рулетки». Мы, конечно, можем повысить нашу долю на российском рынке прежде всего в таких областях, как продовольственная и швейная промышленность. Но стагнация в Европе из-за российского эмбарго приведет к существенному снижению темпов экономического роста Турции.
Если учесть, что Турция не может позволить себе игнорировать проблемы Ближнего Востока из-за гражданской войны в Ираке и Сирии, то можно сделать вывод, что ей будет непросто устоять в условиях экономического шока со стороны Европы.