Около года назад стороны уже были максимально близки к заключению соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, которое было практически готово к подписанию, но в последнюю минуту украинский президент Виктор Янукович пошел на попятный. Москва угрожала ему серьезными экономическими санкциями в случае подписания документа и предлагала большой кредит, если он выберет Россию. Это подействовало на Януковича, но вызвало бурю протеста среди его сограждан, что стоило ему в конечном счете президентского кресла.
Соглашение о свободной торговле
Его преемник Петр Порошенко завершил поворот страны к ЕС, но он находится в похожем сложном положении — причем, как в отношениях с Москвой, так и во внутренней политике. Для того, чтобы успокоить Россию, Порошенко попросил Евросоюз отложить применение соглашения о свободной торговле до начала 2016 года. Он надеется на то, что за это время отношения с Россией нормализуются.
Но из-за этой отсрочки многие украинцы чувствуют себя обманутыми своим прозападным президентом. И не исключено, что вскоре они могут выйти на улицы с протестами. Однако у украинского руководства другого выхода просто нет. Экономика Украины разрушена, причем, это может использовать Россия, чтобы окончательно поставить страну на колени.
К этому добавляется и военная ситуация: аннексия Крыма показала, что президент России Владимир Путин при удобной возможности без колебаний отщипнет кусочек от соседней страны. Ведь его солдаты уже на востоке Украины. Таким образом, сближение между Украиной и ЕС проходит буквально под дулом российского оружия.
ЕС не только дает, но и требует
Поэтому Киев и Брюссель смогут идти навстречу друг другу только очень осторожными маленькими шажками. Терпение украинского населения может быть подвергнуто тяжелому испытанию. Дилемма заключается в том, что экономические выгоды ЕС будут ощутимы лишь в долгосрочной перспективе, тогда как российские штрафные меры дадут о себе знать немедленно.
В свою очередь, Брюссель не только предоставляет выгоды, но и требует проводить реформы. Так, в долгосрочной перспективе должны снижаться субсидии сельскому хозяйству и поддержка устаревшей сталелитейной промышленности. На украинский рынок придут западные конкуренты, которые будут вытеснять отечественных производителей. И хотя это обычные процессы перестройки, которые проводит каждая страна, идущая на сближение с Евросоюзом, в случае с Украиной они особо взрывоопасны.
Где же альтернатива?
Однако, похоже, большинство украинского населения хочет идти по европейскому пути. Ведь какова альтернатива? Членство в Таможенном союзе? Конечно же нет, по крайней мере, точно, не добровольно. Действия России в нем основаны на угрозах и на том, что в любой момент всех предоставленных преимуществ могут лишить, ведь все действия являются произвольными и отвечают лишь односторонним интересам, как в примере с Крымом. Евросоюз, конечно, также не станет раем и уж точно не сразу, но население хотя бы знает, чего ждать и как будет проходить процесс сближения.
Некоторые европейские политики заявляли о том, что если бы Украина, как и ряд других бывших советских государств-сателлитов, стала членом ЕС в 2004 году, то сегодня в стране был бы уровень жизни, как в Польше. Это было бы совсем неплохо.
Помнить о российском факторе
Но Украина не сделала этого тогда и в обозримом будущем сделать этого не сможет, потому что это невозможно, пока в России у власти Путин. Имеет ли право определять Россия, какие альянсы заключает Украина? Конечно же, нет. Но игнорировать российский фактор будет только глупец — на карту поставлено слишком многое.
Так что пока не остается ничего другого, кроме как идти дальше маленькими шажками, сохраняя за собой право выбора и убеждая Москву в том, что от сближения Украины и ЕС Россия не проиграет, а наоборот - только выиграет. Признание особого статуса для Восточной Украины станет также мудрым шагом.
Кроме того, Евросоюзу следует быть осторожным и не допустить выхода из-под контроля спирали санкций и контрсанкций. Выступать против нарушения норм международного права нужно. Налагать штрафы, дабы показать, кто сильнее — нет. В последнем случае будут лишь проигравшие.