Политика и этика плохо уживаются друг с другом в международных отношениях. На фоне обострения конфликтов на Ближнем Востоке и в других регионах, летнего кровопролития и проявлений варварства Исламского государства, реакция стран, как кажется, не соответствует масштабам стоящих задач. Более того, в ней определенно наметился раскол между незамедлительным ответом на всплески международной горячки и долгосрочной выжидательной позицией, которая прекрасно иллюстрирует отсутствие настоящей стратегии перед лицом угрожающего всему миру исламского терроризма (и воинственного поведения Путина).
Начнем, пожалуй, с США и непоследовательности внешней политики Барака Обамы, который изначально стремился придерживаться противоположного его предшественнику курса и клятвенно обещал не ввязываться в новые войны, однако затем был вынужден отвечать ударом на удар, причем нередко с отставанием от развития событий на международной арене. Барак Обама вернул солдат из Ирака и Афганистана, однако затем столкнулся с как никогда конфликтной ситуацией в мире. Исламское государство обрушило свои орды варваров на Ирак и Сирию и устроило настоящий геноцид христианам и езидам, однако одержимая стремлением вернуть былое лидерство Америка не смогла предвидеть это и не обладает настоящей оборонной политикой. Теперь уже новый Обама обещает ликвидировать Исламское государство, которое в Белом доме считают главной мировой угрозой.
Такая перемена позиции связана со зверской казнью двух американских журналистов (и одного их британского коллеги), которые попали в плен к местным исламистам. Под давлением американской и международной общественности, которую переполнило возмущение при виде разошедшихся по сети сцен насилия, Бараку Обаме не осталось ничего кроме как примерить форму главнокомандующего и отдать американской армии приказ бомбить Исламское государство. Да, эта политика оправданна и необходима, однако силу стоило бы применить сразу по необходимости, например, не оставить безнаказанными химические атаки против мирного населения в Сирии. Получается, что такая малодушная политика ведет к отделению политических решений от их этического основания. Сегодня нам противостоит исламский терроризм, самый опасный терроризм на всей планете, задача которого заключается в кораническом подчинении всего арабского мира, а также уничтожении Запада и его ценностей. Поэтому краткосрочная реактивная политика совершенно не приспособлена к подобным конфликтным условиям. Этическое поведение требует долгосрочной стратегии, основные положения которой определяются в соответствии с нашими цивилизационными критериями. Этика ответственности, о которой говорили Спиноза и Святой Августин, должна направлять действия нашего руководства и заставить его сделать частью своей политики следующий основополагающий принцип: защитить то, что должно. Разумеется, мы все должны проявить сдержанность и мирный настрой, а не повсюду злоупотреблять войной. Тем не менее политическая летаргия может оказаться еще опаснее, потому что позволит злу глубоко пустить свои корни, как это, к сожалению, видно на примере безудержной исламизации арабского мира, распространения терроризма по всем континентам (прежде всего, в Африке) и кровавых акций радикалов в Европе.
Европа тоже не может похвастаться последовательность в своей внешней политике, в частности в том, что касается обострения конфликтов в Африке, на Украине и Ближнем Востоке. Франция точно так же не лучшим образом проявила себя в суматошной обстановке нерешенных кризисов. Сложно сказать, в какой степени вмешательство Франции и Великобритании в Ливии, которое положило конец кровавой диктатуре Каддафи, отразилось на распространении вооруженных террористических групп по всей африканской территории. Ликвидация Каддафи была необходимым, но совершенно недостаточным условием, если нашей целью было защитить мирное население, обеспечив при этом стабильность всего региона. В тот момент еще не существовало настоящей мирной и оборонной стратегии, если не считать свержения диктатора при сохранении диктатуры, чьи ответвления сегодня свирепствуют в Африке.
Тандем Фабиус-Ле Дриан извлек из этой недальновидности урок в Мали и Центральноафриканской Республике, где наши войска смогла подавить очаги исламского терроризма и обеспечить защиту мирного населения, сохранив военное присутствие как меру предосторожности на случай проникновения мятежников. Тем не менее Франции приходится действовать без существенной помощи со стороны наших европейских и американских союзников, что тормозит процесс восстановления мира в этой части африканского континента. Остается надеяться, что подъем США против Исламского государства (лучше поздно, чем никогда!) пробудит Европу от летаргического сна и продемонстрирует трагическую опасность исторических событий.
Все эти конфликты, которые возникают на фоне вызванной глобализацией экономической сумятицы, ведут к формированию нового мирового порядка. Охвативший нас сегодня цивилизационный кризис подталкивает Европу и США к тому, чтобы вместе с остальным миром и в первую очередь развивающимися и арабскими странами вернуться к ценностям активных действий и вмешательства, которые ставят этику ответственности выше политических проволочек.