План мирного урегулирования ситуации на Украине требует терпения, воли и спокойствия. Главными элементами мирного плана должны быть политические, а не военные инструменты, основанные на постоянной стратегии и гибкой тактике. Только в этом случае можно будет добиться положительного результата.
Евросоюз должен разработать десятилетний план для Украины, который должен определить, какой будет Европа через десять лет. Учитывая важную роль Европы в деле урегулирования конфликта на Украине, его можно было бы назвать «планом Меркель».
В случае успешной реализации такого плана, можно будет с уверенностью говорить о победе либералов над консерваторами и провале националистической идеи Владимира Путина о насильственном пересмотре существующих границ.
В случае неудачи «плана Меркель» пострадает вся Европа.
Наш план должен включать в себя как военное, так и политическое и экономическое направления, а также многочисленные компоненты, быстро адаптирующиеся к меняющимся обстоятельствам. США в этом плане отводится второстепенная роль, а не главная.
Для успешной реализации такого плана необходимо четко представлять себе, с кем ты имеешь дело. Это непросто, так как нам противостоит Владимир Путин, чье психологическое состояние вписывается в преставления устаревшего самодержца — неустойчивого и исполненного гордыни.
Я полагаю, что российский президент стремится сохранить в юго-восточной части Украины хаос, дисперсию власти и влияние России. В этом случае Украине не остается никаких шансов для консолидации как независимого государства и сближения с Евросоюзом и НАТО.
В рамках путинской стратегии граница Украины с Россией должна быть открытой для свободного передвижения пророссийских вооруженных групп и боевой техники.
Следует отметить, что первоначальная идея Путина заключалась в другом. Российский президент хотел иметь рядом с собой государство-сателлит в рамках Евразийского союза, а не полуразвалившуюся страну. Однако теперь, похоже, он решил прибегнуть к тому, что в постсоветском мире называется «замороженный конфликт».
Какой ответ мы можем дать России, принимая во внимание возможное развитие событий как по наихудшему, так и по наилучшему сценарию?
Некоторые предлагают усилить военную помощь Украине и тем самым дать возможность Киеву победить в противостоянии с Россией. С моральной точки зрения такой шаг оправдан, но на практике он неосуществим. Дело в том, что после шестилетней военной реформы Путин располагает современной и эффективной армией, а российские генералы усвоили новые формы ведения скрытой и необъявленной войны, которые были успешно реализованы в Крыму и на востоке Украины.
Как бы мы нам этого ни хотелось, но невозможно в короткий срок - путем ускоренного обучения и перевооружения - сделать украинскую армию современной и боеспособной - так же, как невозможно превратить российский автомобиль «Лада» в BMW путем замены коробки передач и найма на работу немецкого механика.
Необходимо также учитывать, что Соединенные Штаты пока не готовы вести необъявленную войну против России даже обычными видами вооружения. Поэтому Москва будет всегда стремиться к так называемому «политическому альпинизму». Путин с каждой новой «покоренной вершиной» будет повышать ставки, что мы уже наблюдаем на практике.
Несмотря на то, что Путин демонстрирует хаотичное и высокомерное поведение, западным странам следует оказывать всестороннюю помощь вооруженным силам Украины, в том числе - материальную, и в первую очередь - пограничным войскам.
В долгосрочной перспективе для того, чтобы Путин не смог воспользоваться так называемым «замороженным конфликтом», необходимо полностью перекрыть российско-украинскую границу.
Кроме того, НАТО должна ясно дать понять Кремлю, что не потерпит никаких тайных военных или полувоенных действий со стороны России на любой территории Североатлантического Альянса, включая эстонский город Нарва, где большинство населения составляют этнические русские.
Необходимо также вести политические и дипломатические переговоры с Россией по всем направлениям, где это возможно. При этом надо понимать, что шансы на достижение конституционного урегулирования на востоке Украины, приемлемого как для России, так и для Киева, — невелики.
Как это ни прискорбно, но противоборствующие стороны не могут договориться о том, как следует понимать такие понятия, как децентрализация, федерализация, особый статус, и на кого они распространяются.
(«Украина может принимать любые законы, которые она захочет. Мы не стремимся к федерализму», — заявил один из лидеров Донецкой народной республики).
Путина не устраивает, чтобы на Украине установился мир и порядок, так как это будет способствовать нормальной работе федеративного государства и сближению с ЕС.
Если кому-то может показаться, что Путина и его сторонников очень беспокоит положение и права русскоязычного населения в соседних государствах, то они глубоко ошибаются. Главная цель российского президента — геополитическая, которая никоим образом не переплетается с защитой русскоязычного меньшинства за рубежом.
Между тем, Европа может принять и другие меры политического характера. Сейчас, когда европейские и украинские парламенты Евросоюза и Украины ратифицировали соглашение об ассоциации, ЕС должен помочь Украине в становлении более или менее функционирующего государства.
Если Евросоюз захочет завоевать симпатии русскоязычных жителей на Украине, то лучше всего это сделать путем предоставления безвизового режима украинским гражданам.
Как показывает опыт, это самый быстрый способ изменить взгляды людей на постсоветском пространстве, но, очевидно, что для Западной Европы это будет трудным решением, учитывая серьезные проблемы с иммиграцией.
В обмен на эти стимулы, украинцы должны всерьез заняться реформированием своего государства. Прежде всего это касается борьбы с коррупцией, которая буквально разъедает страну.
НАТО должна ясно заявить, что не потерпит любых тайный военных или полувоенных действий со стороны России.
Мы никогда не должны забывать, что, несмотря на громадную популярность среди россиян российского президента, Путин - не Россия, а Россия - не Путин. Необходимо всегда помнить это ключевое различие. В течение ближайших десяти лет, Путин уйдет с политической арены.
Ускорят ли серьезные экономические санкции уход Путина?
Последствия экономических санкций уже сказываются на крупных российских энергетических компаниях, таких, как, например, Роснефть. В краткосрочной перспективе менталитет россиян под воздействием пропаганды будет способствовать дальнейшему укреплению положения Путина, а в долгосрочной перспективе рейтинг Путина будет падать под воздействием санкций.
Россияне прагматичны, когда дело касается их кровных интересов. Пустые карманы отрезвляюще действуют на коллективные имперские души.
Особенно это станет заметно на фоне процветания Украины и обнищания России.
Но для того, чтобы обеспечить процветание Киева необходимо найти сложный баланс между развитием торговых и инвестиционных отношений Украины с ЕС с одной стороны, а с другой - надо сделать все возможное, чтобы не прервать экономических связей с Россией.
Отсрочка применения соглашения об ассоциации Евросоюза с Украиной до 31 декабря 2015 года дает время для поиска компромиссного решения, устраивающего и Москву, и Киев.
Что касается энергетического вопроса, около половины федерального бюджета России формируется за счет доходов, полученных от продажи нефти и газа.
Большая часть европейских стран зависит от поставок российских энергетических ресурсов.
Как известно, ЕС стремится к энергетической независимости. Для этого потребуется создание единой энергетической системы стран Евросоюза, что приведет к существенному изменению баланса сил между Россией и Европой.
Оказывая помощь Украине через реверсивные поставки газа, Европа, в первую очередь, помогает себе.
Это всего лишь несколько замечаний по поводу десятилетнего «плана Меркель». Можно с ним соглашаться или нет, но, несомненно, что такой план просто необходим, и он будет включать в себя различные компоненты.
Итак, главный акцент в этом плане необходимо сделать на политические и экономические составляющие, основанные на постоянной стратегии и гибкой тактике, а не военные. Надо иметь в виду, что потребуется немало времени для достижения положительного результата.
Если Европа сумеет проявить волю и терпение, то развитие событий может пойти по сценарию старой притчи. Холодный восточный ветер и солнце поспорили о том, кто из них быстрее сможет снять с путника пальто. Порывы холодного ветра вызывали у человека сильнейшую дрожь, и он старался все больше и больше закутаться в пальто, чтобы спастись от холода. Но тут выглянуло солнышко. Горячие солнечные лучи обогрели прохожего, и он снял пальто.
Тимоти Гартон Эш — британский историк, автор книг и публикаций, посвященных политике и современной истории Центральной и Восточной Европы. Директор Центра европейских исследований при колледже Св. Антония (Оксфордский университет).