После мартовской речи президента Владимира Путина по случаю присоединения Крыма к России мной овладело ощущение, что моя историческая родина вновь напялила на себя медвежью шкуру. Миллионы людей на улицах Москвы летом 1991 года, которые были готовы бороться за свободу и справедливость, исчезли в сумраке истории.
Различные опросы утверждают, что более 80 процентов россиян поддерживают захват Крыма. Несмотря на удручающую ситуацию, один луч надежды остается, что миллионы людей русского происхождения по всему миру, которые живут в условиях свободы либо свободны внутренне, могут остановить стремительное падение этой страны в бездну.
Сейчас совсем не просто быть русским. Путин обманывал нас все эти годы, утверждая, что желает, чтобы Россия поднялась с колен, но вместо этого, СССР вылезает из своей сырой могилы по его велению. Но эту ложь большая часть народа еще и одобрила, позабыв о собственном достоинстве. Терявшее влияние последние двадцать три тогда представление о русском, как об идеологическом враге Запада, снова обретает силу. И не только само представление, но и его агрессивные распространители активно размножаются.
В Эстонии ситуацию помогла спасти инициатива русскоязычных общественных деятелей под названием ”Меморандум-14”, который осудил вмешательство во внутренние дела Эстонии и призвал всех жителей нашей страны беречь Эстонию. Это четкая граница, которую многие эстонские русские прочертили между собой и культивируемой Путиным советской ментальностью. Однако иллюзии строить тоже ни к чему. Некоторое время назад, редактор Постимеэс на русском языке Николай Караев написал, что с гораздо большим удовольствием он бы посетил первомайскую демонстрацию в Советском Союзе, чем наш Певческий праздник. Он добавил, что благодарен СССР за мечту о коммунистической утопии. Хорошо, конечно, что они такие честные. Это позволяет получить хороший обзор, кто есть кто в Эстонии и кому руку подавать должно быть стыдно.
Все-таки считаю, что большинство русских, проживающих в Европейском союзе, не позволят внести себя в список соотечественников, нуждающихся в какой-то защите, потому что они видят в повседневной жизни все преимущества демократического порядка и имеют возможность себя всесторонне реализовывать. В России эти возможности сильно ограничены из-за вездесущей коррупции и беззакония.
Проблематичным остается отношение к политике Кремля и культивируемой им идеологии великодержавности. Все это отравляет идентичность и рождает лицемерие. Другими словами, мы, конечно, пользуемся правами и свободами, но в душе уважаем товарища Путина и его поступки, которые никак не отражают ценности свободного общества. Это серьезное противоречие, которое не вызывает ни уважения, ни доверия.
Вопрос в том, как русские общины по всему миру могли бы сохранить свою культурную принадлежность и определенную эмоциональную связь с Россией, в то же время, становясь европейцами, которые достаточно информированные и смелые, чтобы выступить в защиту демократии.
Во имя этого необходимо проделать большую умственную работу, чтобы четко отделить навязываемую Кремлем идеологию от настоящих интересов русского народа. Этими интересами, несомненно, являются сохранения своего языка и культуры, мирное сожительство с другими народами и свобода.
Для простых россиян, живущих в закрытом инфополе, кишащем пропагандой, эта задача просто не по силам. До сих пор дискуссия о путях развития страны в самой России была достаточно однобокой. Выдающийся режиссер и актер Никита Михалков предложил модель православной России, где значение имеет авторитет и сильная власть. Многие поддержали такой подход. За его риторикой маячит, однако, один исторический факт — это государство и его народ все-таки связаны с европейской системой ценностей.
Россия была до катастрофы 1917 года полноценной политической и культурной частью Европы. В начале XX века выдающийся профессор Московского университета Иван Цветаев (1847 — 1913) основал в Москве Музей изящных искусств. Благодаря пожертвованиям крупных предпринимателей, в музее была собрана фантастическая коллекция копий европейских шедевров — сотни скульптур, картин и памятников со всех концов Европы. Император Николай II лично дал добро этому начинанию. В центре старинной русской столицы был воздвигнут храм Западного духа.
В то же время ведущие промышленники России проводили недели в Париже, скупая шедевры искусства. Русских предпринимателей знали в Западных столицах, как ценителей искусства, а не как наглых прожигателей жизни. Их любимчиками были такие великие художники как Пабло Пикассо и Клод Моне. Достойными особенного внимания являются промышленники и торговцы Сергей Щукин (1854 — 1936) и Иван Морозов (1871 — 1921). Благодаря покровительству Щукина, Пикассо смог пробиться на большую арену мирового искусства. Эти люди ощущали себя европейцами и внесли огромный вклад в то, чтобы их народ также ощутил себя частью этой цивилизации.
После большевистской революции, экспозиция Музея изящных искусств оказалась в опасности, многие работы была утеряны. Революционный комитет стал решать, какое искусство — народное, а какое недостаточно способствует воспитанию рабочего класса в правильном духе. Коллекции Морозова и Щукина подверглись национализации, а сами они бежали из России, опасаясь расправы.
Не похоже ли то, что сейчас происходит в России, на судьбу этого музея? Центральная власть решает единолично, какая информация народу подходит, а какая — нет. Если, по их мнению, не подходит, то новостные порталы просто блокируются, а гражданским активистам угрожают тюрьмой, что заставляет их эмигрировать.
Русские, живущие за границей, а особенно в сопредельных с Россией странах, не осознают до конца, что у них есть уникальная историческая возможность доказать, что русский — европеец, и что он не желает носить медвежью шкуру, угрожая всем вокруг.
Примерами для подражания являются судьбы Морозова, Щукина и Цветаева. Ведущим локомотивом изменений, разумеется, могут быть лишь люди, живущие в России. Однако на данный момент, когда репрессии и массовый психоз крепчают, русские общины, живущие на свободе, являются наиважнейшим фактором.
Необходимо поддерживать те начинания и движения, которые развивают и укрепляют европейскую идентичность у русскоязычных жителей Эстонии и других стран. Мы нуждаемся в такой русской идентичности, которая базировалась бы на основных ценностях русской культуры, но в то же время была бы открыта и толерантна, а также имела бы четкое место среди свободных народов Европы.
Если мы, европейцы, и особенно ощущающие себя русскими, сможем осознать важность этого вопроса, то, может быть, нам удастся помочь России не допустить повторения ошибок 1917 года. Из-за тех ошибок Россия стала, используя термины Рейгана, ”империей зла”. Представим на минуту, как бы выглядел наш континент, если бы Россия стала мирным демократическим государством, у которого с ЕС дружественные отношения? От этого выиграет весь мир, но больше всех само Российское государство и его народ.