Бывший шведский посол (в Грузии — прим.пер.) Ханс Гуннар Аден (Hans Gunnar Adén) критиковал грузинский режим в своих депешах.
Тогда его «отчитали» и проинформировали, что министр иностранных дел Бильдт (Carl Bildt) недоволен.
— В Грузии общеизвестно, что Карл Бильдт был в тесных союзнических отношениях с Саакашвили и что «Креаб» (шведское PR-агентство, председателем правления которого в 2004-2006 гг. был Бильдт — прим.пер.) работал на Саакашвили. Это — не секрет.
Бывший шведский посол в столице Грузии Тбилиси Ханс Гуннар Аден говорит в интервью «Афтонбладет», что следит за развитием событий в Грузии.
— Время от времени со стороны оппозиции раздается критика бывшего режима Саакашвили и некоторых лоббистов, за которых Саакашвили платил большие деньги. Среди них часто упоминаются Бильдт и «Креаб». В Грузии общеизвестно, что Бильдт был близким союзником Саакашвили и что «Креаб» работал на Саакашвили. Это — не секрет. Но ни о каких суммах никогда не говорилось, равно как и о том, сколько времени это продолжалось.
«Вопрос, которым можно задаться...»
По поводу обвинений в коррупции, которые Бильдту предъявляет бывший министр Хаиндрава, Аден говорит следующее:
— Разумеется, таким вопросом можно и задаться. И в Грузии многие задавали себе такой вопрос.
Как Вам объяснили то, что Вы отзываетесь с поста посла?
— Я не получил никаких разъяснений, просто вдруг ни с того ни с сего мне пришлось собрать вещи и уехать домой.
Это произошло после отчета, написанного Аденом о подозрениях в фальсификациях на выборах в январе 2008 г.
— Тогда мне оставалось еще полтора года до истечения срока назначения, поэтому тогда уволить меня не удалось.
Отчитали
Но его «отчитали».
— Меня вызвали к первому заместителю министра иностранных дел и сказали, что министр недоволен моими донесениями, что они идут вразрез с заключениями международных наблюдателей и с тем что министр сам однозначно написал в своем блоге, чего я, кстати, не знал. И «как я мог позволить себе высказываться таким образом?».
Несколько месяцев спустя наблюдателям пришлось изменить свои изначально позитивные заключения о выборах и признать, что несоответствия имели место.
— Я почувствовал, что после этого между мной и министром иностранных дел практически не стало доверия и сотрудничества.
Тяжело докладывать о негативе
В 2009 г. Адена попросили поехать в Грузию, чтобы на месте руководить мероприятиями в рамках шведского председательства в ЕС.
— Когда я приехал туда и начал работать, внезапно был дан совершенно противоположный приказ. И единственное, что я тогда услышал, было: Вы же понимаете, министр иностранных дел не вполне был доволен Вашими донесениями. Должно быть, имелось в виду именно та депеша.
Что Вы думаете по поводу того, что Бильдт привлек Грузию в качестве клиента «Креаба» и «Креаб» заработал огромную сумму денег?
— Было совершенно очевидно, что Бильдт является невероятно ярым союзником Саакашвили, и очень сложно было разносторонне докладыватьо том, что происходило в Грузии. Моей задачей в качестве посла было стараться докладывать об успехах, но не умалчивать о трудностях и пробелах. Были и позитивные, и негативные моменты. Но я знал от политического руководства, что доклады о темных сторонах правления Саакашвили не приветствовались.
«Невежественно и несправедливо»
Сегодня против Саакашвили возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении преступлений.
— Мне кажется довольно странным, что некоторые на Западе критикуют нынешнее грузинское правительство за развязывание охоты на ведьм и преследование своих бывших оппонентов. Ошибки могут ведь совершаться и на высшем уровне.
Аден упоминает то, что политические «верхи» привлекались к суду и на Западе, например, Берлускони и Ширак.
— Не понимаю, почему, как только нечто подобное делают грузины, поднимается буря негодования, что это якобы политические преследования. Думаю, это невежественно и несправедливо.