СОЧИ — Споры ветеранов либерального крыла российской власти об экономической политике в эпоху противостояния России с Западом приобретают все больше теоретический характер, признают участники дискуссии, указывая на непредсказуемость решений Кремля и растущую роль силовиков.
Качество госуправления и война санкций ставят крест на инвестиционном климате России, говорят эксперты, банкиры, бизнесмены и некоторые чиновники на экономическом форуме в Сочи, где премьер Дмитрий Медведев в пятницу пообещал сохранить прежний курс и не скатываться к мобилизационной модели закрытой экономики.
Бывший министр экономики, ныне глава крупнейшего госбанка РФ Сбербанка Герман Греф на традиционном завтраке в основной день форума преподнес его участникам меню из двух блюд: сбалансированность бюджета или ускорение роста — и предложил выбрать лучшее на время, когда геополитические шоки повышают уровень неопределенности и риск рецессии в ближайшие годы.
Санкции Запада обернулись для России падением инвестиций, ужесточением политики ЦБР в ответ на ускорение инфляции на фоне девальвации рубля, конфискацией пенсий, рисками рецессии и потребностью залезть в Резервный фонд.
«Удержать ситуацию поможет лишь уверенный курс нашей экономической политики. Каким должен быть этот курс?», — спросил Греф.
Министр финансов РФ Антон Силуанов нашел возможным смешать предложенные варианты и добиться ускорения роста без нарушения баланса бюджета, за счет сокращения ключевых для эпохи Владимира Путина расходов — социальных и оборонных.
«Нужен строгий, жесткий аудит расходов. Резервы есть — социальные расходы. Мы очень много говорили, что нужно адресно подходить к социальным расходам. Огромные трансферты пенсионному фонду — эти средства как раз наш источник для инфраструктуры», — сказал он.
«Оборонные расходы настолько затрудняют маневр в бюджете, что, конечно, их со временем нужно оптимизировать и долю их сокращать», — добавил министр.
В неэффективности расходов увидел проблему и министр Минэкономразвития Алексей Улюкаев, согласившись с бюджетной политикой «разумной жесткости».
«Бюджет, который сводится без дефицита, но в котором доля расходов на экономику, образование, здравоохранение и культуру в три раза меньше, чем расходы на оборону, безопасность и трансферт Пенсионному фонду, нельзя назвать сбалансированным. Это — абсолютный дисбаланс, и это положение все больше ухудшается», — сказал он.
«ГДЕ РЕФОРМЫ?»
Вектор экономической политики российской власти затрудняются определить даже близкие к ней экономисты.
«После нескольких последних решений или дискуссий, которые вбрасываются, — о повышении налогов, о новых ограничениях, о роли госсектора — я не понимаю, какая будет экономическая политика», — сказал экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин.
«В дилемме сбалансированный бюджет или экономический рост нет главного — экономический рост обеспечивается структурными или институциональными реформами, а не увеличением или уменьшением расходов на 1%, на 0,5%. Где структурные реформы, почему мы их не проводим?» — вопрошал Кудрин, уволенный в 2011 году за критику роста расходов на оборонку.
Его преемник Силуанов согласился:
«В нынешних условиях мы должны заниматься не только эффективностью расходов, но и реализацией структурных мер — это самое главное для решения вопроса роста».
Проблемы российской экономики усугубляются популизмом, говорит бывший чиновник, пожелавший не называть себя.
«Путин, с одной стороны, требует экономического роста, а с другой, он лично принял эти майские указы, которые просто раздавили регионы», — говорит он.
«Это дорога совершенно тупиковая, было понятно, что в долгосрочной перспективе сил не будет поддерживать, и надо будет в определенный момент посыпать голову пеплом и сказать — ну мы не смогли, мы на 40% все срезаем. Но он на это не пойдет, и остается гнать до последнего, до обрыва».
ПУГАЛО ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ
Поднимать экономику и обеспечивать экономический рост в условиях усиления санкций будет чрезвычайно сложно, предупредил Греф. Он и его гости указали на потрепанный инвестимидж России, переживший очередной удар с арестом миллиардера Владимира Евтушенкова перед сочинским форумом.
«Главным фактором экономического роста в стране становится Следственный комитет, — сказал Андрей Макаров, возглавляющий бюджетный комитет Госдумы. — Если это так, обсуждать инвестиционный климат вообще бессмысленно, просто неприлично обсуждать».
«Без обновления команды и политической воли в этом вопросе ничего не изменится, — согласился Кудрин. — Только если будет дана политическая установка, будут проведены соответствующие меры. Но это требует обновление людей и команды».
Постоянная смена правил игры в пенсионной и налоговой сферах лишь усугубляют неопределенность.
«То, что мы творим с пенсионной системой, налоговой системой — мы убиваем остатки доверия, хотя я думаю, что этот этап тоже уже пройден, — говорит Макаров. — Если мы избрали способ самоубийства, то я знаю менее мучительные способы. У нас четвертое фундаментальное изменение налогообложения нефтяной сферы за пять лет. О каких инвестициях можно говорить?».
В числе критиков последних решений правительства в пенсионной сфере выступил Улюкаев, попросив вице-премьера социального блока Ольгу Голодец — борца с накопительной пенсией — «оставить в покое нашу пенсионную систему».