После трехлетнего перерыва в Москве открывается международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, у которой есть все шансы показать мировой общественности, что, несмотря на всю критику, российский арт-рынок существует, хотя и в весьма фрагментарном виде.
Арт-сообщество на ярмарке — это около 20 российских галерей, которые представляют молодых и уже состоявшихся художников, а также несколько западных галерей, пригласить которые оказалось непросто ввиду российско-украинского конфликта.
Однако в данном случае можно оставить за скобками и последние политические проблемы, и российскую действительность, на которую, в частности, жаловались участники ярмарки Арт-Москва (которая с 2013 года прекратила свое существование в привычном формате).
«По-моему, это очень интересно! — говорит Сандра Недвецкая, директор Cosmoscow, стоя напротив двух белых полотен канадского художника Скотта Лайалла. — Здесь градация цвета — чем больше ты на него смотришь, тем больше он меняется».
Оттенки белого, выведенные через принтер на холст или на акрил, или сложные по технике работы американца Даниэля Лефкура, который фотографию трансформирует в скульптуру, а скульптуру — в картину — могут оказаться для российского покупателя слишком сложными для понимания. В России к предмету искусства чаще относятся как к форме хранения или приумножения денег, или как к атрибуту роскошной жизни, показывающему избыток средств.
«В Европе искусство покупают почти все: юристы, врачи, нотариусы... В Америке в 1980-х годах искусство было символом статуса, то, что отличало одних богатых людей от других богатых людей, — объясняет владелица галереи Эмануэла Камполи, у которой есть клиенты на "сложное" искусство и из России. — К искусству как к инструменту для инвестиций стали относиться совсем недавно, буквально в последние двадцать лет».
Камполи говорит, что в России есть традиции коллекционирования, но сейчас большинство хочет покупать «бренды». «Но те коллекционеры из России, которые покупают картины художников в моей галерее, если покупают русских художников, то делают это не из-за бренда, а потому что они хотят поддержать [конкретного художника]», — рассказывает галерист.
Особый путь
В США арт-рынок был построен на частные деньги, в Европе — на государственные. В Китае государство сократило пошлину на ввоз предметов искусства вдвое, а также поддержало строительство специального хранилища рядом с пекинским аэропортом, где можно будет оставлять картины и при этом не платить налог на них.
В России государство пока не торопится включаться в строительство рынка искусства.
Арт-рынок можно считать сложившимся, когда искусство начнет покупать средний класс, соглашаются эксперты. При этом совсем другие эксперты едва ли согласятся, кто попадает под определение среднего класса в России.
Успехи в развитии арт-рынка России сложно сравнивать с другими развивающимися странами ввиду их незначительности.
Российский рынок искусства создавался на протяжении последних 20 лет (некоторые берут за начало 1988 год, когда в Москве прошел первый и последний аукцион Sotheby’s).
Семь имен «из России»
Российских художников, которые попали в разряд «голубых фишек», то есть, чьи работы сейчас стоят дорого и в дальнейшем не упадут в цене, немного. В составленном французской компанией Artprice списке 500 самых дорогих художников по итогам аукционных продаж 2013 года — семь имен, имеющих отношение к России: Гончарова, Машков, Коровин, Айвазовский, а также Шагал, Кандинский и Ротко. Последние трое никогда не продаются на «Русских торгах», а выставляются только на престижных аукционах современного, авангардного или послевоенного искусства.
В Китае первый аукцион был проведен почти тогда же — 22 года назад, однако размеры российского и китайского арт-рынков несопоставимы.
По данным портала Artnet, китайский рынок предметов искусства по итогам 2013 года составил 8,5 млрд долларов. На аукционы — то есть вторичный рынок — пришлось 70% продаж.
В странах с более стабильным арт-рынком — в Европе и США — большинство приходится на первичный рынок — галереи.
В Китае, подсчитали в Artnet, 382 аукционных дома, включая основные лидеры этого рынка — Christie’s (который получил лицензию на проведение аукционов в стране) и Sotheby’s (который работает в Китае в партнерстве с компанией GeHua). По данным Artprice, из десяти крупнейших (по результатам торгов) аукционных домов в мире шесть — китайские.
Китайский аукционный дом Poly Group сейчас замыкает тройку лидеров аукционного бизнеса в мире, уступая лишь Christie’s и Sotheby’s.
В России 24 аукционных дома, причем большинство из них специализируется на антиквариате, букинистике и нумизматике. Созданный в 2013 году Vladey — единственный, кто выставляет на торги в России современное русское искусство.
Кредит на покупку картины
Зато по количеству галерей Россия и Китай вполне сопоставимы.
Открыть и содержать галерею — занятие дорогостоящее, поэтому многие галеристы в России в первую очередь — бизнесмены, и только потом, собственно, галеристы. Для сравнения: их европейские коллеги, как правило, занимаются исключительно галереями, и параллельного бизнеса не ведут.
Во многом это обусловлено государственной поддержкой и наличием инфраструктуры для арт-рынка в западных странах.
Например, в Голландии в конце 1990-х годов правительство предоставляло беспроцентные кредиты на покупку предметов искусства стоимостью от 450 до 7000 евро. В программе участвовали только отобранные специальным советом экспертов галереи, а сам кредит мог быть использован только на приобретении работы, созданной после 1945 года.
Аналогичная программа, но на меньшие суммы — от 100 до 2000 фунтов стерлингов — была предложена и властями Великобритании. Таким образом, государство, понимая, что искусство — это отрасль экономики, поддерживает и молодых художников, и галереи, и начинающих коллекционеров.
В некоторых странах правительство берет на себя оплату стенда галереи на международной ярмарке или выставке.
В 1982 году правительство Испании решило организовать собственную ярмарку современного искусства, чтобы обозначить место Испании в мировом арт-рынке. Теперь мадридскую ярмарку ArСo посещают члены королевской семьи, что отчасти сделало ее самой популярной ярмаркой современного искусства в Европе: по посещаемости она обходит даже лондонскую Art Frieze, парижскую FIAC и базелевскую Art Basel.
«Ярмарки возникли, когда галеристы решили объединить свои усилия в борьбе с аукционными домами, — говорит Маргарита Пушкина, директор-основатель ярмарки Cosmoscow. — Сейчас мы почувствовали, что в наших интересах высказаться, что у нас есть представление о профессионализме, что есть арт-общественность».
«Есть люди, есть интерес, нужно просто убедительно рассказывать и показывать. Ярмарка — это не рынок и не базар, это площадка для установления торгово-экономических и политических связей, возможность встретиться с новыми клиентами и новым потенциалом», — добавляет Пушкина.