23 этаж гостиницы Viru в Таллине тщательно сохраняется как напоминание об эстонском прошлом. Как и многое другое в советскую эпоху, официально он не существовал, однако все знали о том, что он есть. Именно там днем и ночью сидели сотрудники КГБ и подслушивали в первую очередь проживавших в гостинице иностранцев. Сегодня там все сохранено так, как было после поспешной эвакуации советских шпионов 23 года назад, после провозглашения независимости Эстонии — всю свою подслушивающую аппаратуру они оставили в гостинице.
Экскурсовод рассказывает обо всем в шутливой форме и утверждает, что в то время проще было пополнить минибар с помощью громкого разговора с настольной лампой, чем с помощью звонка в пункт обслуживания номеров. Сохранившееся там громоздкое оборудование и паранойя, характерная для периода холодной войны, сегодня воспринимаются как нечто абсурдное и устарелое, тем не менее, сотрудники КГБ, спешно покинув гостиницу Viru, полностью не ушли из Эстонии. Федеральная служба безопасности (ФСБ), преемник КГБ, сохраняет высокую активность в Эстонии, а также в Латвии и Литве — особенно в последнее время, когда Россия пытается восстановить свое влияние в так называемом ближнем зарубежье.
Мало кто здесь ожидает российской интервенции вроде той, которая была осуществлена в Крыму и в восточной Украине. Обеспокоенность в прибалтийских государствах усилилась из-за предполагаемого похищения в этом месяце эстонского сотрудника службы безопасности на границе с Россией, и это событие уже свидетельствует о том, что война умов превращается в нечто более опасное.
Латвийские власти считают, что ФСБ работает в партнерстве с организованной преступностью — занимается провозом контрабандных товаров через границу, а также предпринимает попытки подкупа местных политиков.
Если двигаться еще дальше на юг, то там Россия пытается возобновить судебное преследование литовцев, уклонившихся от военной службы в Красной Армии в последние дни Советского Союза. Подобного рода намерения заставили правительство в Вильнюсе предупредить 1500 своих граждан и попросить их не посещать Россию, а также другие страны, не являющиеся членами НАТО.
Тем временем российская риторика, направленная против прибалтийских государств, стала приобретать более резкий тон, напоминающий тот язык, который Москва обычно использует в отношении Киева. Линия Москвы сфокусирована на давно известных жалобах представителей русского меньшинства в прибалтийских государствах: отсутствие какого-либо официального статуса русского языка в Латвии, а также требования для русских, родившихся в Эстонии до провозглашения независимости, отменить сдачу экзамена по эстонскому языку для получения гражданства.
В своей речи в латвийской столице Риге в конце прошлой недели высокопоставленный сотрудник российского Министерства иностранных дел Константин Долгов назвал подобное положение «грубым нарушением фундаментальных, универсальных норм в области прав человека».
По мнению Долгова, отношение к русскому меньшинству является признаком возрождения «неонацизма и ксенофобии в Европе». Он также повторил традиционные жалобы о том, что ветеранам формирований СС в Эстонии и Латвии разрешается проводить свои ежегодные собрания. «Необходимо осознать, что подобные действия, осуществляемые многими политическими силами, могут иметь далеко идущие, неблагоприятные последствия», — отметил Долгов.
На фоне постоянной эскалации в области риторики, разведывательного проникновения и правового маневрирования история с похищением человека в Эстонии вызвала беспокойство, потому что в результате оказалась пройдена линия, ведущая к вооруженным действиям.
Эстон Кохвер (Eston Kohver), следователь внутренней службы безопасности, занимающейся борьбой с организованной преступностью (в Эстонии она известна по аббревиатуре Капо) утром 5 сентября был схвачен в лесной зоне на границе с Россией. Помимо пистолета, у него было с собой записывающее устройство, а также 5 тысяч евро наличными. По утверждению российских властей, Кохвер был арестован на российской территории, и при нем были обнаружены шпионские средства.
Представители Капо утверждают, что деньги и магнитофон были предназначен для осведомителя, передающего информацию о деятельности российских контрабандистских картелей. В таком случае устроенная встреча была ловушкой. Вместо осведомителя Кохвера поджидала группа вооруженных людей. Они взорвали три световые гранаты, которые мгновенно ослепили и дезориентировали его вооруженный эскорт. Люди из эскорта говорят о том, что его угрожали застрелить, если он не бросит на землю оружие, и когда дым рассеялся, Кохвер уже исчез.
Эстонцы опубликовали видео и документы, собранные совместной российско-эстонской группой пограничников спустя несколько часов после этого инцидента. Судя по всему, собранные материалы подтверждают утверждения Таллина о том, что Кохвер был захвачен на эстонской территории.
Это была тщательно подготовленная операция, в которой эстонские коммуникации были подавлены, и, по мнению сотрудников Капо, становится все более ясным, что операция на границе была проведена элитным подразделением ФСБ или группой захвата какой-то спецслужбы по приказу из Москвы.
«Это похоже на ситуацию, когда вы пытаетесь играть в шахматы, а другая сторона занимается борьбой. Такого рода изменение правил игры требует принятия решения на самом высоком уровне», — сказал босс Кохвера Эрик Хельдна (Eerik Heldna), заместитель генерального директора Капо, отвечающий за проведение операций против организованной преступности.
Менее ясными представляются мотивы Москвы. Согласно одной из теорий, Кохвер был захвачен для того, чтобы использовать его на переговорах для обмена на одного или нескольких российских агентов, или «кротов», разоблаченных и посаженных в тюрьму в последние несколько лет в Эстонии.
Согласно второй теории, Кохвер, к несчастью, оказался подходящим символом, тогда как сам инцидент призван продемонстрировать уязвимость Эстонии, а также бросить тень сомнения на обязательства относительно коллективной обороны, предложенные НАТО и Обамой во время его визита в Эстонию, состоявшегося за несколько дней до инцидента с похищением.
Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hendrik Ilves) сказал, что он не понимает, почему схватили Кохвера. В интервью газете Guardian он отметил: «Мы пытаемся добиться его освобождения. Он занимался криминальным расследованием в области трансграничной контрабанды. Мы находимся в процессе переговоров с ними (с русскими)».
Президент Ильвес отверг существующие в Эстонии и за ее пределами опасения относительно того, что этот инцидент может представлять собой первый эпизод в нападении на его страну, осуществляемом в украинском стиле. «Это ерунда, — сказал он. — Мы являемся союзником НАТО, а также членом Европейского Союза». Ильвес уверен в том, что НАТО выступит в защиту Эстонии в случае любого военного нападения, которое, как он предупреждает, было бы «большой глупостью».
Во время состоявшегося в этом месяце саммита в Уэльсе его участники согласились создать силы быстрого реагирования, которые будут развернуты в прибалтийских государствах в случае возникновения военной угрозы. Детали должны быть разработаны на встрече в Вильнюсе в конце этой недели.
В понедельник командующий силами НАТО генерал Филип Бридлав (Philip Breedlove) ясно дал понять, что, если Россия попытается использовать ту же тактику в прибалтийских государствах, как в Крыму и на востоке Украины, — инфильтрация солдат без опознавательных признаков или «зеленых человечков», как их стали называть, — то Альянс в ответ будет рассматривать возможность осуществления военного наступления в соответствии с 5-ой статьей Хартии НАТО, в которой говорится о коллективном ответе.
«Мы должны проанализировать те силы в наших пограничных государствах, где существует значительное русское население, а также решить, как нам лучше всего подготовить первоначальное нападение в гибридной войне, — сказал Бридлав, выступая на заседании Атлантического совета. — Мы должны понять, как нам лучше всего подготовить наших союзников для оценки и понимания первоначального нападения при реализации сценария с использованием «зеленых человечков», а также для поиска способов выживания».
Генерал отметил, что в Уэльсе «существовало широкое понимание среди союзников по НАТО относительно следующей позиции: если вы приписываете проведении сценария с использованием «зеленых человечков» агрессивной нации, то тогда вступает в силу статья 5-я, после чего уже должны использоваться все возможности Альянса».
Службы безопасности всех трех прибалтийских государств считают, что Россия попытается дестабилизировать их и нарушить ассимиляцию этнических русских в этих государствах, и сделано это будет так, чтобы не вызвать ответа со стороны НАТО. Представители эстонских спецслужб полагают, что ФБС сотрудничает с организованной преступностью в том, что касается контрабанды сигарет и других товаров. Они также указывают на то, что Россия использует контрабандные маршруты для поставки оружия украинским сепаратистам. «Если вы сегодня контрабандным образом перевезли через границу один товар, то завтра это может быть что-нибудь другое. Нам известно о том, что российские спецслужбы используют коррумпированных сотрудников пограничной службы и организованную преступность для достижения своих целей», — подчеркнул Хельдна.
Кроме того, представители Капо говорят о попытках российской разведки подкупить местных политиков, а также о практикуемой в течение многих лет поддержке Москвой политических клубов в Эстонии, которые распространяют российскую позицию, преувеличивая влияние крайне правых и приуменьшая страдания советской эпохи.
Однако русские эстонцы, составляющие чуть меньше четверти 1,3-миллионного населения страны, живут значительно лучше, чем русские на Украине. Эстония - намного более зажиточная страна, чем ее российский сосед. Молодые русские, родившиеся после провозглашения независимости, автоматически получают эстонское гражданство. Они двуязычны и имеют преимущество на рынке труда, а также возможность работать в других странах Евросоюза.
Более пожилые жители в преимущественно русскоговорящем пригороде Таллина Ланснамяэ (Lasnamae) жалуются на то, что они продолжают чувствовать себя второстепенными гражданами, однако мало кто из них ожидает российскую интервенцию или приветствовал бы ее.
Даже Игорь Теренин, один из основателей политического клуба Impressum, обвиняемого Капо в распространении пропаганды, считает, что конфликт наподобие украинского здесь немыслим. «Эстонское правительство совсем не похоже на правительство в Киеве. Оно ведет себя деликатно и корректно в отношении русских», — сказал он.
Однако этот опытный журналист скептически относится к представленной Таллином версии дела Кохвера, и считает, что имела место какая-то провокация со стороны Эстонии. «Что он вообще делал в лесу? Зашел туда по малой нужде?» — спросил Тетерин.
В Латвии пророссийские настроения являются большей силой. Промосковские партии даже могут получить большинство на парламентских выборах, назначенных на 4 октября.
«Большинство этнических русских в Латвии поддерживают Путина, — отметил Леонид Якобсон, владелец независимого веб-сайта Kompromat. Два года назад на него было совершено нападение, его ударили ножом по лицу в присутствии его девятилетнего сына. Это нападение произошло после публикации сообщения, полученного по электронной почте, в котором было высказано предположение о том, что российская разведка финансирует кампанию одного пророссийского политика в Риге.
Якобсон считает, что российское влияние продолжает оставаться доминирующим в одной партии — в «Русском союзе Латвии». Он занимается распространением листовок, в которых говорится о том, что область Латгалия на востоке Латвии, где проживает большое количество этнических русских, должна образовать союз с Россией.
Позиция НАТО относительно прибалтийских государств, вероятно, свела на нет угрозу со стороны «зеленых человечков», однако борьба Москвы за влияние еще далека от своего завершения.