Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Так чем же стали для Украины инициированные Порошенко законы — достойным миром или капитуляцией? Киев поставил себя в не очень выгодные условия, обязавшись финансировать сепаратистские настроения на Донбассе, и более того - легитимизировал ДНР с ЛНР, люди из которых плавно перетекут в местные органы власти после выборов. А упоминания о «народной милиции» — это, по сути, легитимизация вооруженных отрядов сепаратистов.

На прошлой неделе Верховная рада Украины с подачи президента Петра Порошенко приняла закон об особом статусе части территории Донецкой и Луганской областей, а также об амнистии сторонников самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Эти документы были внесены в парламент главой государства в рамках исполнения Минских мирных договоренностей. 

По официальным сообщениям, за первый закон голоса отдали 277 депутатов при необходимых 226, за второй — 287. Принятие законов проходило в атмосфере полной секретности — само заседание парламента состоялось в закрытом режиме, голосование было тайным и даже экран, на котором отображаются результаты волеизъявления парламентариев, оставался выключенным. Однако, как известно из последовавших сообщений политиков в соцсетях ни одного голоса за законы не отдала «Свобода» и большинство депутатов «Батькивщины». Представитель последней Андрей Шевченко напрямую обвинил президента Порошенко и спикера Рады Александра Турчинова в том, что они «втихаря протянули» оба законопроекта.

Предложение

Так или иначе, законы приняты. Что из них следует? Закон об особом статусе «части территории» Донбасса (к слову, перечень этих «частей» Верховной Раде еще предстоит утвердить) предполагает, что указанный статус вводится на три года. В соответствии с законом, 7 декабря на территориях с особым статусом будут проведены внеочередные местные выборы. »Полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на внеочередных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены», — говорится в законе.

Помимо этого, Киев гарантирует мятежным регионам право использования русского или любого другого языка «в общественной и частной жизни, изучение и поддержку русского и любого другого языков, их свободное развитие и равноправие». На территориях с особым статусом вводится особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов, который предполагает участие органов местного самоуправления в решении этих вопросов. Правительство Украины, другие центральные органы исполнительной власти могут подписывать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов.

Закон также предполагает оказание господдержки (за счет украинского бюджета, само собой) отдельным районам Донбасса, которая будет заключаться во «введении отличающегося от общего экономического режима осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности, направленного на восстановление объектов промышленности, транспортной и социальной инфраструктуры, жилищного фонда, переориентацию промышленного потенциала, создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций и кредитов для восстановления и развития объектов». Причем объем той бюджетной помощи, которая будет оказываться указанным районам, не может быть пересмотрен даже в том случае, когда парламенту вдруг вздумается поменять бюджетные показатели.

Помимо этого, закон предполагает создание на местах отрядов народной милиции — по решению местных советов — и «углубление добрососедских отношений между территориальными общинами, органами местного самоуправления отдельных районов с административно-территориальными единицами Российской Федерации на основе соглашений о пограничном сотрудничестве», которые также смогут принимать органы местного самоуправления.

Что касается амнистии, то она гарантирована всем, кто участвовал в деятельности ДНР и ЛНР с 22 февраля по день принятия закона. Однако под закон об амнистии не попадают  лица, которые были причастны к падению малайзийского «Боинга» или препятствовали расследованию этой катастрофы, которые продолжают удерживать заложников или совершили особо опасные преступления, например, убийцы, насильники, а также те, кто покусился на целостность Украины. В данном случаем не совсем понятно, как данная норма соотносится с амнистией для сепаратистов из ДНР и ЛНР, которые собственно и покушались на эту целостность.

Отклик

В руководстве самопровозглашенных республик пообещали изучить документы после того, как они будут переведены на русский язык. Однако общий тон высказываний сепаратистов сводится к тому, что, дескать, хоть и хорошо, что Киев проявил мирную инициативу, от намерения жить автономно от Украины в Луганске и Донецке пока не отказывались, а закон все же такой степени самостоятельности им не предполагает.

По всей очевидности, на Донбассе ждут, когда закон «изучат» в Москве, чтобы потом уже дать свою оценку. Не случайно представитель Государственного департамента США Мари Гарф призвала Россию побыстрее отреагировать на принятые Радой документы. Но Кремль пока молчит. Зато не преминул отметиться комментарием Олег Царев — спикер самопровозглашенного парламента столь же самопровозглашенной Новороссии, о которой, кстати, в законе речи вообще не идет. Царев похвалил Порошенко за смелость, обозвал всю Украину «Придонбасьем» и пообещал, что Новороссия продолжит писать свои законы.

Что имеем?

Так чем же стали для Украины инициированные Порошенко законы — достойным миром или капитуляцией? Понятно, что Киев поставил себя в не очень выгодные условия, обязавшись фактически финансировать сепаратистские настроения на Донбассе и более того легитимизировал ДНР с ЛНР, люди из которых плавно перетекут в местные органы власти после выборов. А упоминания о «народной милиции» — это, по сути, легитимизация вооруженных отрядов сепаратистов. И как только у Киева закончатся деньги, чтобы оплачивать свои обязательства перед территориями с особым статусом, там сразу возникнет опасность возобновления вооруженного противостояния под тем предлогом, что украинская власть нарушила свои обещания.

Непонятно также, кто будет контролировать границу с Россией. Если местные власти, то получается, что Киев сам пошел на создание буферной зоны с соседним государством, да еще взялся ее финансировать из собственного кармана.

Советник главы МВД Украины Антон Геращенко оправдывает решение Рады, говоря о том, что президент и парламент вынуждены были пойти на выполнение Минских, а по его мнению, на самом деле Мюнхенских соглашений. «Эти законы являются следствием Минских (Мюнхенских) соглашений, заключенных под давлением прямой военной угрозы Путина в условиях, когда Запад фактически отказался продолжать помогать Украине в случае, если она не согласится на условия примирения с Путиным ценой предоставления больших прав части Донбасса находящемуся под контролем террористов, — пишет он в Facebook. — Это вынужденный шаг, обусловленный нашей слабостью в военном и техническом отношении... Но какой был выбор у Порошенко и Рады? Отказаться от принятия этих Законов и продвижение русских танковых колонн продолжилось бы в сторону Мариуполя, Днепропетровска, Запорожья, Харькова, забирая все больше украинской территории, в то время как ни одна страна мира не дала своего согласия поставлять нам оружие и открыто поддерживать нас в противостоянии с Россией».

Действительно, Киеву нужна передышка. Последние события на восточном фронте, когда сразу несколько украинских частей попали в «котлы», а другие стали самовольно покидать передовую, поскольку сил и средств на оборону у них уже не оставалось, показали, что продолжать войну в том темпе, который установили сепаратисты и их российские союзники у страны больше нет.  Так что тут уже возникает вопрос, кто сможет эффективнее использовать паузу для того, чтобы перевооружиться и укомплектовать подразделения личным составом. Сколько эта пауза продолжится, пока никто не знает. Так, например, в Раде уже зарегистрированы проекты постановлений об отмене принятых законов, которые, по мнению некоторых депутатов, были утверждены с нарушением парламентского регламента. Конечно, эти постановления вряд ли будут приняты. 

А вот что касается перечня территорий с особым статусом, которые предстоит утвердить украинским депутатам, то тут вопрос более сложный и решаться он будет, похоже, с трудом. Ведь в ДНР и ЛНР считают, что границы их территорий аналогичны границам Донецкой и Луганской областей, тогда как в Киеве рассматривают особый статус только тех территорий, которые подконтрольны сепаратистам на данный момент, а это всего треть территории Донбасса.

Комментируя принятие закона об особом статусе, заместитель главы администрации президента Украины Игорь Грынив сравнил Донбасс с 13-м районом Парижа, о котором шла речь в одноименном фильме Пьера Мореля. То есть с неблагополучным и полностью криминализированным районом, который власть намерено отгородила от остальных территорий, позволил местным бандитам жить по свои законам. Возможно, в Кремле только этого и желали, и остается только гадать, чей план окажется сильнее — Путина, который взвалил на Киев содержание пророссийских сепаратистов или Порошенко, который решил взять паузу, чтобы набраться сил. В конце концов, тот же Грынив признал, что особый статус можно отменить и не дожидаясь истечения трехлетнего срока.