В начале августа взор политических экспертов вновь был устремлен в сторону Нагорного Карабаха — там имели место самые кровопролитные столкновения со времен перемирия между Арменией и Азербайджаном, достигнутого в 1994 г. По данным международных СМИ, 9 августа общее число жертв с обеих сторон превысило 20 человек. Поэтому неудивительно, что Кремль в складывающейся ситуации увидел возможность укрепить свои позиции на Южном Кавказе и образ В. Путина как миротворца в пику западным недоброжелателям. 9-10 августа в Сочи состоялась трехсторонняя встреча президентов России, Армении и Азербайджана, другие представители Минской группы ОБСЕ в которой участия не приняли. Убедительна ли Москва в роли миротворца?
Азербайджанская сторона убеждена, что боевые действия в Нагорном Карабахе были спровоцированы Россией. По словам бывшего советника экс-президента Азербайджана Г. Алиева В. Гулузаде, августовский кризис в Карабахе был напрямую связан с затруднительным положением России, вызванным проигрышным положением пророссийских мятежников на Украине и «кусающимися» санкциями Запада. По его мнению, В. Путин воспользовался Арменией, чтобы создать напряженность в Нагорном Карабахе и получить возможность вмешаться в ситуацию с целью укрепления своих миротворческих позиций.
Другой аналитик, руководитель мозгового центра «Восток-Запад» А. Оруджлу полагает, что таким образом Россия пытается вовлечь Азербайджан в Таможенный союз (ТС): напряженность на линии фронта, гибель азербайджанских военных и встреча в Сочи — все это звенья одной цепи, поскольку большое внимание в Сочи было уделено теме ТС и сотрудничеству России как с Арменией, так и Азербайджаном.
В то же время директор ереванского Центра региональных исследований (ЦРИ) Р. Гирагосян в интервью «Геополитике» заявил, что нет никаких доказательств того, что Россия стояла за августовским обострением на карабахской линии фронта. По его словам, Москва просто воспользовалась сложившейся ситуацией, чтобы возобновить свои односторонние дипломатические инициативы за рамками Минской группы. При этом Р. Гирагосян предупредил, что это может стать поводом для введения в Нагорный Карабах российских миротворческих сил, ведь, если сравнить данный конфликт с другими «горячими точками» Южного Кавказа (Дагестаном, Ингушетией, Абхазией или Южной Осетией), видно, что в их случае Кремль обладает бóльшим влиянием в связи наличием там российских войск и раздачей российских паспортов.
Тем не менее эксперт уверен, что Нагорный Карабах не станет очередным местом дислокации «миротворческих» сил России. «В июне я посетил одно из натовских мероприятий в Баку и могу сказать, что Ереван, Баку и Степанакерт на сто процентов согласны друг с другом в одном –»нет» российским миротворческим силам», — отметил Р. Гирагосян. По его словам, для Азербайджана их введение будет означать «заморозку» конфликта, а Армения и Нагорный Карабах не видят никакой необходимости в появлении в зоне противостояния иностранных войск.
Единственная ситуация, при которой возможен ввод в Карабах российских войск, это, по мнению директора ЦРИ, возобновление войны в регионе. Однако, хотя Кремль в последнее время перестал мыслить трезво, а в окружении В. Путина есть люди, готовые не только поставлять оружие обеим сторонам конфликта, но и предпринять конкретные действия, такой вариант развития событий пока маловероятен, поскольку даже России трудно перебросить большое количество войск в Нагорный Карабах (база в Гюмри не справится, а воздушное пространство Грузии для Москвы закрыто).
При этом, не смотря на то, что сочинскую встречу президентов Армении и Азербайджана нельзя назвать не важной, Россия, с точки зрения Р. Гирагосяна, в данном случае может принести больше вреда, чем пользы. «Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров после этой встречи сообщил, что в будущем такого рода встречи — только с Путиным, без других представителей Минской группы — продолжатся. Минская группа отреагировала, и чтобы ее усилия получили свое развитие, на начало сентября в Нью-Йорке на сессии Генеральной Ассамблеи ООН намечена встреча И. Алиева и С. Саргсяна. Таким образом, на лицо конкуренция», — пояснил эксперт.
Хотя ситуация в Нагорном Карабахе после встречи в Сочи и успокоилась, вряд ли В. Путина можно назвать «голубем мира». Но повторения крымского сценария в данном случае ожидать также не стоит (по крайней мере пока), поскольку ни одна из сторон конфликта не хочет участия в нем российских миротворческих батальонов.