Российская аннексия Крыма и то, как она была осуществлена, заставила некоторых турков и казахов задуматься над вопросом: «Может ли то же самое произойти в Казахстане?» Озвучить такую вероятность и поднять данный вопрос пытаются некоторые радикально настроенные лица (вспомните, например, заявления Жириновского). Набирает силу интерес к тому, как на фоне выступлений критиков Таможенного союза на этот жизненно важный вопрос ответит Казахстан. Данной темы касалась и турецкая пресса, а некоторые колумнисты даже пришли к той точке зрения, что эта опасность уже не столь далека от реальности. Несомненно, все эти сценарии внимательно изучаются руководством Астаны и прежде всего самим Назарбаевым.
При рассмотрении этого вопроса прежде всего возникает следующая мысль: все, что пишется и говорится в этой связи, необходимо тщательным образом анализировать. Кроме того, данный вопрос может сильно повлиять на отношения Турции, Казахстана и России. Именно по этой причине данную тему и следует обсудить.
Во-первых, заняв позицию на стороне России, Казахстан воздержался от голосования за резолюцию Генассамблеи ООН, в которой референдум в Крыму был назван «не имеющим законной силы». Но тем не менее можно утверждать, что процесс, связанный с присоединением Крыма, посеял в странах постсоветского блока (в том числе в Казахстане и даже Белоруссии) некоторые сомнения в отношении России. В этой связи становится очевидно, что в случае, если странам Средней Азии в ближайшее время удастся избежать региональных проблем, они будут находиться в более тесном контакте между собой. В частности, при подобной конъюнктуре гораздо большее значение приобретут отношения Казахстана и Узбекистана.
В сложившихся на сегодняшний день условиях практически невозможно утверждать, что крымский сценарий действительно может повториться в Казахстане. Обращают на себя внимание 12 российских и 8 казахских экономически развитых областей, примыкающих к границе между двумя странами протяженностью порядка 7,5 тысячи километров. Внешняя торговля, осуществляемая вдоль линии границы, соответствует 75% общего объема торговли двух стран. Как один из ближайших союзников Москвы, особенно после распада Советского Союза, Казахстан занял позицию, в которой он осознанно подавляет чувство вражды и укрепляет дружбу между двумя странами. В разных международных организациях, в состав которых входит и Россия, которая сегодня по-новому позиционирует себя в глобальной силовой борьбе (Содружество независимых государств, Евразийский экономических союз, Таможенный союз и Шанхайская организация сотрудничества), на Казахстан возложены достаточно важные функции. Благодаря стратегии броска, развития и роста, которую Астана проводила в течение последних 20 лет, среди других стран региона Казахстан стал наиболее успешным примером выстраивания здоровых отношений с Западом. Ранее председательство Казахстана в ОБСЕ, а теперь получение права на проведение EXPO-2017 — факты, достаточные для того, чтобы понять, что Казахстан начал преодолевать границы своего региона.
Вместе с тем территориальная целостность Казахстана, а также социальная интеграция, которая способствует проживанию разных народов в мире и согласии, должны восприниматься Россией как отражение устойчивой связи Казахстана со странами Средней Азии.
Насколько русскоязычные граждане Казахстана, которые до сих пор составляют порядка 30% населения всей страны, могут желать дестабилизации этого государства? Данный вопрос нуждается в отдельном обсуждении. В силу того, что граждане русского происхождения (хотя их численность с каждым днем сокращается) играют активную роль во всех сферах жизни общества, в том числе в политике и чиновничьем аппарате, Казахстан, пожалуй, можно назвать страной, где русские чувствуют себя наиболее комфортно, не испытывая каких-либо проблем. А казахи вместе с тем находят в лице России большие торговые и инвестиционные возможности.
Что касается сотрудничества в области безопасности, то под контролем Москвы находится космодром Байконур, который Россия до сих пор арендует в Казахстане, а также четыре военно-испытательных полигона. Кроме того, несмотря на новые трубопроводы, соглашения о которых были подписаны с Китаем и Туркменией, и увеличение числа альтернативных распределительных линий в энергетической области, значительная часть добываемых в Казахстане запасов природного газа и нефти идет в Россию и попадает в другие государства мира через ее территорию.
Можно продолжать приводить примеры нынешнего характера отношений Казахстана и России, но, в первую очередь, следует отметить, что для устойчивости проекта Евразийского союза отношения этих государств должны продолжать развиваться в рамках курса «взаимозависимости» и «стратегического партнерства». То, что президент Казахстана Назарбаев продолжает держать курс на многовекторный подход к внешней политике, делает Казахстан еще более незаменимым для России. При взгляде с этой точки зрения следует заметить, что возможная нестабильность и упадок в Казахстане спутают планы прежде всего самого Путина. Все эти обстоятельства не позволяют связывать друг с другом отношения России и Казахстана и события в Крыму — по крайней мере, в краткосрочной перспективе.