Что-что, а шоу мы делать научились, поэтому ратификация соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС была поставлена по всем правилам классического шоу. С большим количеством пафосных речей, небольшим митингом возле стен Верховной рады и синхронным голосованием с Европарламентом. В этом нет ничего удивительного, ибо решение ЕС с подачи России перенести вступление в силу раздела 4 соглашения о создании Зоны свободной торговли между Украиной и ЕС фактически нивелирует саму суть этого соглашения. Как результат, не получив реального экономического эффекта от подписания договора об ассоциации с ЕС, решили заменить его красивой процедурой ратификации.
Фактически, приостановка процесса создания Зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, возвращает само соглашение об ассоциации к точке Европаузы, которая была объявлена еще в конце ноября 2013 года. Но, если тогда Европаузу сделал Николай Азаров, то теперь это сделал ЕС. Но суть от этого не меняется. Согласно договоренности между ЕС, Россией и Украиной, до 31 декабря 2015 года будут проведены переговоры между ЕС и Россий. По результатам этих переговоров, ЕС и Россия решат, какие будут исключения и изъятия из раздела 4 о создании Зоны свободной торговли ЕС-Украины, чтобы это не создавало проблем для внешней торговли ЕС-Россия. По результатам этих переговорона Украине позволят начать процесс создания Зоны свободной торговли, а процесс этот длительный. В тексте соглашения об ассоциации записано, что создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС займет как минимум 10 лет.
Многие неверно понимают, что главное в зоне свободной торговли, это тарифы. Действительно, тарифы играют роль, но не такую большую, как может показаться. После того, как Украина вступила в ВТО, большая часть тарифов во внешней торговле, в том числе с ЕС, была уже ликвидирована, и сейчас стоит задача только частично убрать тарифные ограничения, но при этом оставить квоты и лимиты на поставку товара в ЕС со стороны Украины. С 15 мая 2014 года ЕС в добровольном порядке отменил большое количество импортных пошлин на украинские товары, но это не привело к буму продажи украинской продукции в ЕС, как мечтали и говорили отдельные политики. Фактически ничего радикально не изменилось. Украина традиционно продает в ЕС чугун и отмена пошлин существенно продаж не прибавила. А вот хороший урожай зерна в прошлом году обеспечил рост продажи украинской кукурузы в Испанию и Голландию, хотя и в пределах квоты ЕС. Что же касается продажи в ЕС украинского молока или печенья, это как не работало, так и не работает, что с пошлинами, что без. Для этого отмены одних пошлин мало, для этого как раз нужен раздел 4 соглашения об ассоциации с ЕС и адаптация технологических стандартов и условий производства к стандартам ЕС. Но, это не означает, что будет достаточно просто перевести стандарты ЕС на украинский язык. Тут все более сложно.
Согласно разделу 4 соглашения об ассоциации, предполагалось, что в течение 10 лет, украинская промышленность полностью реконструируется за счет инвестиций из ЕС. Те заводы и фабрики, которые не соответствуют стандартам ЕС, будут просто закрыты и разобраны, а на их месте будут созданы новые заводы, экологически чистые, с энергосберегающими технологиями и европейским оборудованием. На этих заводах после прохождения соответствующей сертификации можно будет производить продукцию, в том числе и печенье с молоком, для продажи в ЕС. Но для этого нужны инвестиции, и большие инвестиции из ЕС, и время. Потому что нельзя это сделать быстро. Теперь это все можно будет начать в лучшем случае в 2016 году, если опять не возьмут паузу, и если действительно из ЕС будут реальные большие инвестиции. И цифра в 160 млрд. долл. тут не покажется такой уж большой. Для полной реконструкции украинской промышленности нужно очень много денег. Очень много у нас осталось еще старого и неэффективного. Вот главная цель создания Зоны свободной торговли.
А еще Зона свободной торговли дала бы возможность европейским банкам и страховым компаниям открывать свои филиалы, а не только дочерние банки на территории Украины. И тогда бы украинцы и украинский бизнес смогли бы размещать депозиты и получать кредиты в филиалах европейских банков, на таких же условиях, что и жители ЕС. Кроме того, раздел 4 соглашения об ассоциации давал возможность украинским компаниям, предоставляющим услуги в сфере строительства, архитектуры, туризма, отдыха и ИТ-технологий легально работать в ЕС наравне с европейскими компаниями. Это и есть настоящая ассоциация, когда идет реальное сближение бизнеса и потока денег. Когда бизнес может пользоваться финансовыми ресурсами ЕС, хотя при этом ему и придется привыкать работать по-европейски. Но это уже другая проблема.
Что же получила Украине после ратификации соглашения об ассоциации с ЕС? Фактически без Зоны свободной торговли остальной текст соглашения, это просто набор декларативных лозунгов и обещаний, которые фактически повторяют старые договоренности, которые были подписаны еще во времена Кучмы. Политическая часть соглашения об ассоциации даже не решает проблему безвизового режима, а только оговаривает, что Украина может получить безвизовый режим. Фактически политическая часть соглашения об ассоциации позволяет Украине больше общаться с представителями ЕС, участвовать на правах наблюдателя в заседаниях и мероприятиях ЕС, чаще посещать структуры ЕС и получать от них консультации, которые можно будет использовать для написания новых законов и законодательных актов. Правда теперь Украине будет проще развивать культурный, спортивный и научный диалог с ЕС. Больше наших спортсменов и артистов будет ездить в ЕС, и наоборот. Это в целом будет раскрывать для украинцев, как живут в ЕС, и так европейцы смогут больше узнать об Украине. Вот это пока главное достижение ратификации договора об ассоциации с ЕС. Что же касается экономического эффекта, то придется подождать. Не получается Украине быстро найти общий язык с ЕС, при этом окончательно не поссорившись с Россией.