С начала сирийского конфликта в Швецию прибыло около 40 тысяч беженцев. После решения правительства о предоставлении постоянного вида на жительства любому сирийцу, который подаст на него заявку, ожидается, что к концу 2014 года в страну приедут еще 80 тысяч человек. Согласно неофициальным источникам, около 16% шведского населения — это люди, прибывшие сюда из других государств. Эти источники неофициальные, потому что шведский закон не предусматривает демографических исследований, основанных на этнических различиях.
Шведские демократы, ксенофобная ультраправая партия, которую на родине называют «бандой облагороженных нацистов», оказались единственными, кто обратил внимание на вопрос иммиграции как на «проблему», единственными, нарушившими табу, которое до них в Швеции никто никогда не нарушал. И стали третьей политической силой страны.
Сабах Мамун (Sabah Mamoon) родился в Алеппо, в Сирии, 34 года назад. Он работает в кафе, в котором готовят пиццу и кебабы, в Кэрторпе, пригороде Стокгольма, где в прошлое воскресение на один из избирательных участков напали представители Шведского движения сопротивления, националистического образования, выступающего за «белую власть». Там несколько месяцев назад участников антирасистской демонстрации атаковала группа людей, вооруженных битами и ножами. В Кэрторпе 25% населения — иностранного происхождения. «„Нормальных“ шведов здесь мало, а остальные, — говорит Сабах Мамун, — сторонники теории о превосходстве „белых“, желающие нам смерти. Теперь, с появлением ИГИЛ, у них для этого есть хороший предлог. Если ты араб, значит ты террорист». Практически каждый день на работу к Сабаху заглядывают разные люди. «Они спрашивают меня: „Ты еще здесь? Когда уберешься отсюда?“. А потом, если у нас никого нет, они встают возле входа со стороны улицы и выполняют нацистские приветствия, иногда кричат „Хайль Гитлер!“, а некоторые проводят указательным пальцем по горлу, смотрят на меня и смеются». Сабах — человек тихий, он повидал уже много подобного, поэтому напугать его трудно. Однако уровень напряжения в Кэрторпе, как и в десятках других районов и городов Швеции, резко возрос, особенно сейчас, после успеха на выборах ультраправой партии. «Меня интересует, когда здесь произойдут первые убийства на расисткой почве, и что можно сделать, чтобы не дать этой ярости взорваться».
Роберт Ерелл (Robert Örell) посвятил последние несколько лет своей жизни именно борьбе с этим гневом. Он был руководителем неправительственной организации Exit (в переводе с английского слово означает «выход» — прим.пер.), помогающей молодым неонацистам выйти из движения «Власть белым», зародившегося в США в 1966 году, которое выступает за превосходство арийской расы, и к которому только в одной лишь Швеции сегодня относятся 30 партий и различных группировок. С 1998 года по настоящий момент Exit вырвала из лап жестокости около 700 молодых людей. И вот уже в течение года она осуществляет проект, направленный на спасение шведской молодежи, которая движется в сторону джихада. «Наша работа состоит в дерадикализации, — с улыбкой начитает рассказывать Роберт, потягивая черный кофе на террасе одного из филиалов Exit в Хаммарбю. — Жестокий экстремизм питается яростью и неудовлетворенностью, укореняется в чувстве неприкаянности, несостоятельности, отстраненности. Мы пытаемся обезвредить ненависть». И это не просто теория. Роберт знает, о чем говорит: «Я сам был неонацистом, в течение пяти лет состоял в организации „Власть белым“». Уличные потасовки, вандализм, карательные экспедиции — трудно представить, что у этого улыбчивого 34-летнего человека, такого вежливого и спокойного, за плечами прошлое, от которого по спине начинают бегать мурашки.
Существует много причин, по которым обычные молодые люди превращаются в жестоких фанатиков и ксенофобов. «У меня, например, не ладились дела в школе, я был неудачником. Они („Власть белым“ — прим. ред.) заставили меня поверить в то, что я лучше, они меня приняли, видоизменили мою злость, им удалось объяснить мне все ошибки и несправедливость, разделив мир на два полюса: мы и они, правильно и неправильно». Лучшими кандидатами считаются наиболее слабые ребята, возможно, жертвы насмешек или маргинализации, у которых сложное семейное положение. Им промывать мозги легче всего.
Тот же самый принцип срабатывает и с исламистскими экстремистами. Согласно данным Службы государственной безопасности Швеции (СЭПО), с лета 2012 года число людей, питающих симпатию к джихадистам и покинувших Швецию для того, чтобы отправиться сражаться на стороне группировок, связанных с ИГИЛ, возросло. Некоторые остаются там, некоторые возвращаются, разочарованные тем, с чем им пришлось столкнуться, а кто-то возвращается для того, чтобы вербовать новых людей и разрабатывать «европейскую стратегию террора». Два года назад их было около ста человек, «теперь же их намного больше, положение очень тревожное», утверждает СЭПО, которая за последние месяцы сумела предотвратить «два запланированных террористических акта на территории Швеции».
В группировки джихадистов попадают через друзей, родственников. Ультраправыми экстремистами, за движениями которых СЭПО неустанно следит, становятся точно так же. «Но ребята, у которых здоровое окружение, крепкая семья, которые чем-то интересуются и увлекаются, — объясняет Роберт Ерелл, — вряд ли станут жестокими». Часто «лечение» Exit начитается с простого телефонного звонка родителей, обеспокоенных поведением своих детей, их ненавистью. Команда терапевтов и социальных операторов организации, среди которых много бывших нацистов, таких, как Роберт, начинает собирать как можно больше информации об объекте: что он за человек, какие его сильные и слабые стороны, есть ли у него товарищи за пределами движения. Как только они сумеют выявить, на чем именно основан фанатизм, они пытаются вступить с молодым человеком в контакт, сначала непрямой, а потом организуют встречи и беседы, и, наконец, предлагают ему альтернативу. Вперед нужно идти маленькими шагами: прежде всего, нужно внимание, потом новые друзья и интересы. Деятельность Exit успешна в 93% случаев. Очередное испытание, стоящее перед ней, — справиться с ненавистью несколько иного рода, той самой, которая толкает людей в сторону джихада.