Заключение под домашний арест главы АФК «Система» Владимира Евтушенкова, обвиняемого в хищении акций Башнефти, вызвало негативный резонанс в СМИ. Как подчеркивает Süddeutsche Zeitung (18.09), эксперты предупреждали о том, что подобный сценарий возможен. В связи с этим издание цитирует главного редактора российского Forbes Эльмара Муртазаева, который месяц назад отметил следующее: «Тот, кто хочет знать, что произойдет с частным бизнесом России в ближайшие годы, пусть следит за ситуацией вокруг Башнефти».
Комментаторы проводят параллели с судьбой Михаила Ходорковского и делом ЮКОСа. Газеты широко цитируют высказывания самого Ходорковского, который в интервью газете «Ведомости» предположил, в частности, что к ситуации вокруг Евтушенкова причастен Игорь Сечин. Со слов экс-главы ЮКОСа Tagesspiegel (18.09) пишет о возможном конфликте Евтушенкова с «другом Путина» Сечиным, который захотел приобрести Башнефть, но не смог договориться с Евтушенковым о стоимости сделки.
Российские аналитики единодушно утверждают: или Евтушенков продаст акции Башнефти Сечину, или он повторит судьбу Ходорковского, пишет пресса. Инцидент не исчерпан, и конец истории может быть таким же, как у ЮКОСа, констатирует деловая Handelsblatt (18.09). По прогнозу издания, либо Евтушенков уедет за границу, либо отправится в тюрьму, а его имущество конфискуют.
Сечин и концерн «Роснефть» подпали под западные санкции, и «поглощение» Башнефти должно помочь выкрутиться из трудной ситуации, утверждает влиятельный Der Spiegel (22.09). Журнал упрекает Кремль в том, что позволяет и поощряет «атаку» Сечина на конкурента, способствуя, таким образом, ухудшению делового климата в стране и подрывая доверие иностранных инвесторов.
Обозреватели исключают то, что причины уголовного преследования Евтушенкова носят политический характер. В этом контексте СМИ отмечают, что миллиардер, в отличие от Ходорковского, не вмешивался в политику. Газеты также указывают, что рейтинговое агентство Standard & Poors считает возглавляемую Евтушенковым АФК «Систему» и ее дочерние компании самыми прозрачными компаниями России.
Ключ к решению украинского конфликта находится в руках Москвы, считает пресса. Одновременно аналитики подчеркивают, что предугадать действия Кремля невозможно, а чего он хочет, непонятно.
«Путин получил, что хотел»: так комментирует авторитетная Die Zeit (19.09) предоставление особого статуса отдельным районам Донбасса. «Насколько стабильной будет ситуация, зависит только от России. Первый шаг сделан. Будет ли этого достаточно Путину, никто предугадать не может», — заключает издание.
Все указывает на то, что сепаратисты делают все возможное для укрепления контроля над территориями, которые они занимают, отмечает Frankfurter Allgemeine Zeitung (22.09). Какими будут дальнейшие шаги по деэскалации напряженности, определит Москва, но пока не ясно, чего она хочет, пишет газета. «Может, замороженного конфликта, как в Приднестровье или Абхазии?». Но если дело дойдет до открытой войны с Украиной, то популярность Путина, которая выросла в последнее время, резко снизится, прогнозирует Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Тысячи людей приняли участие в антивоенном марше в Москве, они призывали власти прекратить войну на востоке Украины, сообщила пресса. Обилие разнообразных лозунгов и символики свидетельствовало о том, что протестное движение в России отличает гетерогенность, констатирует Frankfurter Allgemeine Zeitung (22.09). В репортажах приводились мнения — большей частью критические — участников события. По оценкам наблюдателей, в марше приняло участие гораздо больше людей, чем в первых подобных акциях, состоявшихся в марте, замечают СМИ.
В то же время Süddeutsche Zeitung (22.09) подчеркивает: «Хотя на улицы Москвы вышли тысячи людей, результаты последних опросов показывают, что основания для прогноза масштабного протеста против властей отсутствуют». Приводятся данные «Левада-центра», согласно которым протестная активность россиян в августе была так же низка, как в первые годы правления Владимира Путина; только 17% россиян считают возможными протесты в их родном городе, и лишь 8% — готовы принять в них участие.
Тот факт, что подавляюще большинство россиян поддерживают политику Кремля (по данным ВЦИОМ), Süddeutsche Zeitung объясняет так: «90% населения черпают информацию из подконтрольных государству СМИ».
Многие люди, настроенные критические в отношении властей, не пришли на акцию, потому что «они испытывают страх», пишет Frankfurter Rundschau (23.09). В подтверждение газета цитирует мелкого предпринимателя по имени Сергей: «если я сегодня выйду на улицу, завтра они могут закрыть мой магазин».
Активисты оппозиционного движения пребывают в состоянии фрустрации, отмечает издание и приводит слова писателя Аркадия Бабченко, написанные им в фейсбуке накануне: «Стоит ли мне идти на марш? Это абсолютно бессмысленно и так же обременительно, как бритье бороды». «В чью поддержку я должен демонстрировать? У нас больше нет оппозиции», — цитирует Frankfurter Rundschau слова анонимного популярного блогера.
Российские власти вынашивают планы «отключить интернет» в чрезвычайных ситуациях, пишут газеты со ссылкой на «Ведомости». Власти хотят установить полный контроль над общественным мнением, замечает Süddeutsche Zeitung (20.09). Интернет — единственная площадка, которая предоставляет возможность беспрепятственно выразить мнение, констатирует издание, подчеркивая при этом, что российские СМИ находятся под прямым или косвенным контролем Кремля.
Не проходит и дня, чтобы люди, принимающие решения в Москве, не пытались ограничить влияние Запада: именно так интерпретирует планы властей России Die Welt (22.09). Газета считает, что, усилив цензуру в российском сегменте сети интернет, Кремль хочет «насолить» Западу.
Возмущение Кремля вызывает то, как западные медиа освещают украинский конфликт, подчеркивают комментаторы. Помимо этого, все больше усиливается недовольство властей России тем, как СМИ западных стран рассказывают о ситуации в российской экономике, которая постепенно переходит из стагнации в рецессию.
Россия опасается влияния Запада в сфере информации, поэтому Кремль хочет изолировать страну, пишет Süddeutsche Zeitung (22.09). При том издание имеет в виду не только возможное ограничение интернета, но и доли иностранцев в российских медиаактивах. Москва хочет осложнить жизнь западным, в том числе немецким, издательствам, утверждает Süddeutsche Zeitung.