Официальные представители Азербайджана утверждают, что заложенный при участии руководителей нескольких государств Кавказа и Южной Европы Южный газовый коридор ни в коем случае не станет альтернативой российским поставкам сырья.
С технологической точки зрения с этим утверждением можно было бы и согласиться. Но только в том случае, если «Газпром» в будущем получит возможность оставаться одним из главных поставщиков Европы.
Вопрос о необходимости диверсификации газовых поставок был утвержден в качестве основного элемента энергетической политики ЕС еще несколько лет назад. Постоянные российско-украинские конфликты вокруг транзита газа только усиливали европейское недоверие к российскому направлению.
Но последние события вокруг Украины поставили вопрос энергетической безопасности ребром. Если страна, благосостояние которой напрямую зависит от поставок газа, может развязать войну против страны, по территории которой пролегает ее транзитная труба, то можно ли вообще воспринимать такого поставщика всерьез? Можно ли думать, что такой страной управляют вменяемые люди, если в результате их же собственных действий труба может в любой момент оказаться в зоне боевых действий, взорваться, испортиться – и прощай, газ для Европы!
Поэтому нынешняя энергетическая концепция Европы — это уже не громкая диверсификация из-за потенциально ненадежного поставщика. Это — тихое отгораживание от безумцев, готовых променять запасы газа на «русский мир» и прочие пропагандистские лозунги. И в этом смысле начало строительства Южного газового коридора — такой же элемент безопасности Европы, как и блокирование строительства «Южного потока».
Причем важно именно то, что теперь об альтернативе могут задуматься прежде всего страны Южной Европы, в которых коррупционно-политическое влияние России особенно велико. Москва предпринимает специальные усилия по дестабилизации власти в Болгарии, Черногории, Греции, шантажирует Грузию — так что не нужно удивляться, что руководители всех этих стран съехались в Азербайджан.
Желание избавиться от московской удавки, агентов Кремля в коридорах власти и оппозиции, лоббистов интересов Москвы в большом бизнесе всюду сейчас велико — а газ остается важным инструментом путинского шантажа.
Другое дело, что после церемонии закладки коридора объектом пристального внимания российских спецслужб станет уже сам Азербайджан. Это примерно та же ситуация, которая сложилась в российско-азербайджанских отношениях на фоне ожидавшегося подписания нефтяных контрактов с ведущими западными фирмами — Кремль был готов устроить в соседней стране гражданскую войну, только бы сорвать договоренности! Так то — Ельцин. А это — Путин.
Поэтому — если Россия сейчас не вынуждена будет сосредоточиться на собственных проблемах — Азербайджан должен готовиться к худшему. Москва сделает все, чтобы коридора не было и не остановится ни перед попытками организации переворотов и бунтов, ни перед резкой дестабилизацией ситуации в зоне карабахского конфликта. И в этом смысле будущее Азербайджана ничем не отличается от будущего любой другой бывшей советской республики, политика которой становится самостоятельной и перестает отвечать интересам Кремля.
Если Азербайджан хочет построить Южный коридор и выжить, ему придется выстоять в этом неизбежном столкновении.