Прошло уже более двух недель после того, как Россия и Украина договорились о прекращении огня. Смогут ли страны, которые раньше считались братскими, устранить возникшее между гражданами недоверие и улучшить отношения между Россией и Западом? Я думал об этом, разговаривая на улицах Киева и Москвы с жителями и экспертами из обеих стран.
Игорь Костенко, 22 года, студент, родился в Тернополе
На бетонной плите установлена фотография совсем еще юного молодого человека. На небольшом надгробии лежат подсолнухи, фонарик со свечой и желто-синий украинский флаг.
14 сентября я посетил площадь Независимости, расположенную в центре Киева и известную под названием «Майдан». В одной из ее частей находятся могилы нескольких десятков человек. Они погибли во время антиправительственной демонстрации 18-20 февраля этого года при столкновении со службами безопасности. Демонстрантам удалось свергнуть пророссийского Януковича, погрязшего в авторитаризме и коррупции, но при этом многие участники были убиты снайперами с крыш близлежащих домов. Есть подозрение, что к этому была причастна служба безопасности прежней власти, но правда до сих пор не установлена.
Россия испугалась перехода власти в Киеве к прозападным силам и с помощью солдат присоединила Крым. На Востоке Украины вооруженные формирования, получившие поддержку со стороны России, захватили государственные учреждения, что привело к войне с Нацгвардией. Противостояние продолжается до сих пор. Оно уже привело к целому ряду последствий: крушению малазийского «Боинга», антироссийским санкциям со стороны Запада, антизападным санкциям со стороны России и так далее.
«Необходимо положить конец войне». Так сказали мне Денис (35) и Екатерина (22), остановившиеся у надгробий. «Я хотел бы, чтобы побыстрее настал мир, и я смог бы возобновить бизнес с Россией. Но осадок в душе все-таки остался. Я никак не думал, что Россия будет атаковать Украину. Скорее всего мы не сможем вновь стать братскими странами», — с сожалением говорит Денис.
На противоположной стороне площади группа молодых людей призывает оказать помощь Нацгвардии, которая «воюет с Россией» на Востоке страны. Украинские и западные власти обвиняют российские войска в интервенции, приводят различные доказательства, включая снимки из космоса, однако Москва утверждает, что в боях принимают участие только добровольцы и отрицает какое-либо военное участие в конфликте.
С 11 по 13 сентября в Киеве прошел 11-й форум Ялтинской европейской стратегии, который проводится при поддержке местных предпринимателей. Раньше он проходил в Ялте, но из-за присоединения Крыма к России в этом году его принимает Киев. В нем приняли участие местные политики, которым предстоит баллотироваться на октябрьских выборах, экс-премьер Великобритании Блэр (Blair), экс-министр финансов США Саммерс (Summers), бывший командующий войсками НАТО Кларк (Clark) и экс-президент Польши Квасьневский (Kwasniewski).
Президент Украины Порошенко также выступил с речью, заявив, что «правительственные войска защищают не только территорию Украины, но и свободу и демократию». Он добавил: «Именно поэтому мы сильны. Давайте объединим усилия и вернемся в Ялту».
На форуме было высказано мнение о том, что Россия и путинская власть стали угрозой. Возможно, из-за того, что из России сделали козла отпущения, глава российского «Института современного развития» Игорь Юргенс, представляющий либералов, критикующих Путина, выразил возмущение тем, что «во всем обвиняют только Россию, не пытаясь понять позицию россиян».
Что представляет собой «позиция россиян», о которой говорил Юргенс? Ее постарался объяснить Алексей Плотников (55), преподаватель Высшей школы экономики.
«Запад ведет себя неправильно, называя Украину хорошей, а Россию плохой и не пытаясь услышать российскую сторону. Возврат Крыма России — восстановление исторической справедливости. Это то же самое, что вернуть Японии Южные Курилы. Нынешние границы Украины были проведены в советское время искусственно. Прошлая власть сохраняла в стране хрупкое единство благодаря мудрому руководству. Тем не менее, в результате незаконной смены правительства в феврале к власти пришли экстремистски настроенные силы (националисты), которые разрушили это единство. В результате возникла проблема Крыма и конфликт на Востоке Украины».
Киевляне говорят о том, что опасность со стороны националистов, о которой предупреждает Россия, изрядно преувеличена. Историческая справедливость присоединения Крыма не соответствует международному праву. Я не закончил свой спор с Плотниковым. Но если жесткая политика Путина основана на подобной «позиции россиян», то ключ к улучшению российско-украинских и российско-западных отношений, возможно, находится в руках мирового сообщества, которое должно понять, что ему делать с подобной позицией.
Я вспомнил, что мне сказал на площади Независимости житель Донецкой области Николай (61), у которого русская жена. «Это непросто, но необходимо найти мирное решение. Украина оказалась втянутой в политическую игру, которую ведут РФ и США. Вся ответственность за войну лежит на политиках, которые разожгли конфликт». Я никогда не забуду грустные глаза Николая, который говорил со мной, стараясь не задеть жену.