Atlantico: В настоящий момент западные силы наносят удары по экстремистам в Ираке и Сирии. В ответ Исламское государство пригрозило Западу, призвав верующих убивать «грязных французов», положившись на Аллаха. Однако реакция настоятеля Большой парижской мечети Далиля Бубакера оказалась весьма скромной: «Нужно быть выше таких заявлений». Получается, представители мусульманского духовенства не считают, что выходки исламского халифата их хоть как-то касаются?
Ау Сениге: Молчание духовных организаций вызывает серьезные вопросы, ведь в заявлении Исламского государства четко говорится о «грязных французах».
Это молчание может нанести ущерб всем французским мусульманам, которых так или иначе связывают с представительными органами их веры. Это создает напряженность во французском обществе и может ухудшить отношение немусульман к мусульманам. Молчание может повлечь за собой нравственную ответственность представителей ислама во Франции.
— Нужно сказать, что исламские организации ведут себя предельно инертно, если не считать запоздалого осуждения, принятого представителями различных течений ислама 14 сентября по поводу совершенных в Ираке бесчинств в отношении меньшинств и, в частности, восточных христиан. Как это можно объяснить?
— Здесь сразу же можно отметить первую причину: слабую связь между духовенством и массой верующих, между поведением руководства исламских организаций во Франции и их социальной базой, теми, кого должна представлять такая организация. Это молчание говорит о непонимании лидерами чувств многих мусульман в стране, которые опасаются, что на них могут поставить клеймо и будут показывать пальцем.
Второй момент, безусловно, связан с внутренними противоречиями этих организаций. Так, например, Юсуф аль-Кардави, который является значимым идеологическим ориентиром для Союза исламских организаций Франции, выступил против бесчинств Исламского государства, но поддержал саму идею халифата. Поэтому он не согласен с иностранным вмешательством против Исламского государства. Кроме того, много ли общего у либерального теолога Тарека Убру с Ахмедом Джабраллой, чья идеологическая позиция близка к «Братьям-мусульманам»? Молчание некоторых организаций вроде СИОФ связано с тем, как трудно им нащупать сбалансированную позицию между противоречивыми фигурами и необходимостью говорить, чтобы разорвать связь, которую некоторые проводят между исламом и радикальными течениями.
В-третьих, мусульманские организации могут рассуждать следующим образом: «Подождем, пока все не затихнет, и не будем пороть горячку, потому что мы, сами того не желая, создаем путаницу между исламом во Франции и радикализмом». Французские организации оказались в непростом положении. Они находятся в тисках между необходимостью высказаться по данному поводу и воздержаться от заявлений во избежание параллелей между исламом и Исламским государством. Настоящий парадокс.
Некоторые представители религиозных организаций испытывают неловкость, потому что у них есть один общий момент с Исламским государством: стремление установить халифат. Что думают французские мусульманские ассоциации насчет перспективы халифата? Это очень важный вопрос, и на него необходимо ответить.
— В Великобритании юные мусульмане проводят целую кампанию с осуждением зверств радикалов Исламского государства. Они не хотят, чтобы эта группа говорила от их имени и имени всего ислама. Почему во Франции до сих пор нет таких инициатив?
— Прежде всего должен сказать, что это прекрасная инициатива, с которой следовало бы взять пример исламским организациям Франции. Ведь она помогла бы разрушить неверные представления о мусульманах, которые могут стать потенциальной угрозой для общества. Это можно объяснить инертностью и внутренними противоречиями, однако СМИ в любом случае следовало бы рассказать о таком народном движении верующих. Кроме того, в Великобритании сложилась «коммунитаристская» традиция, в которой люди рассматриваются в первую очередь как члены той или иной группы. Во Франции же действует республиканская традиция, в которой люди в первую очередь рассматриваются как граждане, а не члены этнического или религиозного образования.
— Какую позицию следует занять французским мусульманским организациям и духовенству в связи с продвижением Исламского государства и ростом числа добровольцев, которые отправляются на джихад в Сирию и Ирак?
— Как мне кажется, лучшее средство — сказать, что молчание будет автоматически приравниваться к идеологическому пособничеству. Нужно, чтобы организации вышли из тени и четко обозначили свою позицию. Возможно, стоит развивать инициативы на местном уровне. Думаю, что немусульмане во Франции ждут от мусульман проведения уличных собраний с протестом против действий Исламского государства.
Ау Сениге, доктор политических наук, преподаватель лионского Института политических исследований.