Согласно прогнозам Министерства экономики РФ, в 2014-ом году отток капитала из России составит 100 миллиардов долларов, а в 2015-ом году — по меньшей мере 40. Причем, эта тенденция, согласно прогнозам, продолжится, по крайней мере, в ближайшие три года. Конечно, интересно было бы знать, есть ли армянский капитал в этом оттоке капитала.
В числе олигархов России, по данным журнала «Форбс», есть несколько армян — Самвел Карапетян из «Ташира», братья Саркисовы и еще несколько армян. В этом случае, конечно, конкретные имена и числа не столь существенны, но в плане явления очень интересно, имеют ли они, как олигархи, миллиардеры, конечно, не ведущих позиций, капитал, который вывозят из России. К ним, конечно, можем добавить и других миллионеров армян, у которых нет миллиардов, но есть миллионы. Это для Армении может иметь двоякое значение, и вот почему.
Во-первых, люди, эмигрировавшие в Россию из Армении на заработки, и посылающие трансферты, в большинстве работают именно в армянских бизнесах. А это означает, что если армянские миллионеры свои средства вывозят, если в оттоке 100-миллиардного капитала из России есть также и армянский капитал, то это повлияет на доходы армян, уехавших на заработки в Москву, следовательно, также и на объемы трансфертов, поступающих в Армению.
Параллельно с этим, возникает также вопрос о том, если в числе капитала, вывозимого из России, есть капитал армянских миллионеров, поступает ли часть этого капитала в Армению. Это, в каком-то смысле может показаться наивным вопросом, учитывая инвестиционную среду в Армении, и неутешительное состояние экономики, а также некачественную систему управления. Но, тем не менее, проблема, наверно, довольно интересна по нескольким причинам.
В последнее время в Армении в основном делали инвестиции именно представители российской Диаспоры. Часть из них продолжает здесь свои важные инвестиции, причем, не требуя взамен политических квот. Но, так сказать, ведущие олигархи в Армении делали инвестиции с конкретными политическими ожиданиями, торгуясь вокруг конкретных должностей. Однако они, кажется, не получили того, что ожидали, и сегодня их присутствие в экономике Армении переживает определенный спад.
Но наряду со всем этим, проблема сводится к важному вопросу: Армения для российских олигархов является государством, которое в какой-то момент может также и защитить их, как бы им сегодня ни казалось, что они сильнее даже этого государства, что Армения — это «застолье», и если меню хорошее, то могут заплатить высокую цену, а если нет, то пойдут в другой «ресторан». Этим, по сути, должно быть обусловлено то, что в случае наличия хотя бы маленького процента армянского капитала в оттоке капитала из России, пойдет ли хотя бы часть этого капитала на стратегические цели по превращению Армении в государство.
В этом, конечно, большое значение имеет то, кто, и как управляет этим государством, куда для инвестиций поступит этот капитал. Однако проблема именно в том, считает ли себя ответственным этот капитал, который многие годы из корыстных соображений подпитывал систему, имеющую те же качества, за системные изменения в Армении? Ответ на этот вопрос, кажется, простой, но недавний случай с Левоном Айрапетяном говорит о многом с этой точки зрения, и для российских армян-олигархов может стать поводом для размышлений о том, что может произойти, когда за спиной нет поддержки крепкого государства.