На протяжении большей части последнего десятилетия Владимир Евтушенков управлял своей бизнес-империей из здания, отлично подходящего олигарху с активами стоимостью в 9 миллиардов долларов и связями, которые можно оценить в такую же сумму.
Это здание 1930-годов в неоклассическом стиле, с потолками, украшенными фресками, достаточно просторное, чтобы вместить в себя 100 тысяч сотрудников, которые работают в телекоммуникационных, нефтяных, медийных, ритейлинговых и медицинских холдингах, принадлежащих г-ну Евтушенкову. Это здание расположено в самом центре Москвы по адресу Моховая, 13, прямо напротив Кремля.
Инвесторы считали, что тесные связи г-на Евтушенкова с высокопоставленными политическими лидерами и теплые отношения с Владимиром Путиным были гарантией роста «Системы», его зарегистрированной в Лондоне холдинговой компании, а также десятка ее дочерних структур. Однако на прошлой неделе все перевернулось с ног на голову, когда Московский суд выписал ордер на арест г-на Евтушенкова, после того как следователи обвинили миллиардера в отмывании денег при покупке активов предприятий, входящих в нефтяную компанию «Башнефть», в 2005-2009 годах.
Если г-на Евтушенкова признают виновным, ему грозит до семи лет лишения свободы. Инвесторы опасаются, что принадлежащая ему холдинговая компания будет вынуждена продать «Башнефть» по сниженной цене. Они также боятся, что ее могут заставить выплатить 3,8 миллиарда долларов дивидендов, которые она принесла за этот период времени.
По словам людей, тесно связанных с «Системой», московских банкиров и инвесторов, за судебным иском против г-на Евтушенкова стоит государственная энергетическая компания «Роснефть» и ее глава Игорь Сечин, который хочет видеть «Башнефть» в составе своей империи. Это дело очень напоминает эпизод с захватом «Роснефтью» нефтяной группы Михаила Ходорковского «ЮКОС», который произошел около 10 лет назад. Г-на Ходорковского признали виновным в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов по делу, которое было заведено после его ссоры с г-ном Путиным и которое многие считают политически мотивированным.
Тем не менее, по мнению инвесторов и аналитиков, арест г-на Евтушенкова указывает на гораздо более масштабные процессы. Он свидетельствует о том, что на фоне санкций, введенных Западом после вмешательства России в дела Украины и ухудшения экономического климата настоящей властью обладают те люди и институты, которые имеют наиболее тесные связи с Кремлем.
«Прежде преследовали людей, которые были неугодны в политическом смысле, таких как Ходорковский и [медиа-магнат Владимир] Гусинский, — говорит Стивен Дашевский (Steven Dashevsky), основатель фонда Dashevsky & Partners. — Теперь начались преследования тех людей, которые не входят в состав близкого окружения. В настоящее время просто нейтралитета уже недостаточно».
Бывший офицер спецслужб и давнишний союзник президента Путина, г-н Сечин возглавил процесс консолидации российского энергетического сектора в руках государства, провернув такие сделки, как захват «Роснефтью» нефтяной группы «ТНК-ВР». После введения западных санкций влияние г-на Сечина только увеличилось: на прошлой неделе российские чиновники сообщили о том, что его компания получит часть из тех 42 миллиардов долларов, которые государство выделяет на оказание финансовой помощи компаниям, пострадавшим в результате санкций.
«Роснефть» и «Система» отрицают тот факт, что по вопросу о продаже «Башнефти» проводились формальные переговоры. Однако осведомленные источники сообщают, что эти переговоры начались еще до ареста г-на Евтушенкова и продолжаются до сих пор. Между тем, давление на «Систему» продолжает расти.
В четверг, 25 сентября, прокуратура сообщила о том, что топ-менеджеры «Системы» Александр Гончарук и Сергей Дроздов покинули Россию. Адвокаты «Системы» утверждают, что они оба уехали за границу на лечение. Среди приближенных г-на Евтушенкова нарастает опасение, что «Роснефть», возможно, скоро заставить «Систему» поменять руководство «Башнефти».
По мнению политических аналитиков, наступление на «Башнефть» и расследование деятельности г-на Евтушенкова не могли начаться без одобрения г-на Путина. В течение последних двух лет президент России решительно поддерживал г-на Сечина в его попытках консолидировать энергетический сектор, нарушая монополию «Газпрома», чтобы «Роснефть» могла экспортировать свой собственный природный газ, и давая разрешение на многочисленные сделки по поглощению.
По словам наблюдателей, в атмосфере, в которой Кремль начал с большой осторожностью относиться как к внешним, так и к внутренним врагам, влияние инсайдеров, подобных г-ну Сечину, растет, поскольку у г-на Путина остается все меньше союзников, которым он мог бы доверять. Захват «Башнефти» обеспечит «Роснефти» приток необходимых средств и повышение объемов производства: в течение шести месяцев этого года объемы добычи «Роснефти» не менялись, тогда как объемы добычи «Башнефти» выросли на 9%.
По мнению других наблюдателей, г-н Путин использует арест г-на Евтушенкова в качестве предостережения в адрес других бизнесменов, чтобы они сохраняли верность Кремлю, несмотря на ухудшение экономических условий.
* * *
По словам главы одной московской компании, работающей в сфере связей с общественностью, чьими клиентами являются люди, попавшие в список Forbes, сейчас все олигархи задают себе один и тот же вопрос: «Кто следующий?» «У каждого в шкафу есть множество скелетов. Никто не понимает новых правил игры».
Сейчас появляется все больше опасений, что российские власти расширят рамки своего расследования и начнут проверять дочерние компании «Системы». Одним из главных холдингов компании является МТС, крупнейший мобильный оператор в России, стоимость которого оценивается в 15 миллиардов долларов и 49% акций которого находятся в свободном обращении на Нью-Йоркской фондовой бирже.
«Существует мнение, что сделка [по продаже «Башнефти»] уже совершена, — говорит глава одного из инвестиционных банков. — Вопрос заключается в том, что станет с каркасом».
По словам помощников г-на Евтушенкова, события последней недели стали огромным шоком, учитывая его чрезвычайно развитый инстинкт самосохранения.
Г-н Евтушенков, который родился в Смоленске, учился в одном из московских университетов, сначала по инженерной специальности, а затем по экономической. В 1987 году он начал работу в московском городском правительстве, а спустя шесть лет вместе с группой партнеров он основал «Систему».
«Насколько я помню, мы сколотили наш первый капитал, получив право на приобретение 50 тысяч тонн нефти и ее продажу за границу», — сказал г-н Евтушенков в своем интервью, которое он дал Financial Times в прошлом году.
Его подъем по времени совпал с 18-летним периодом правления Юрия Лужкова на должности мэра Москвы, которого в определенный момент считали вероятным преемником президента Бориса Ельцина.
По собственному признанию г-на Евтушенкова, его с г-ном Лужковым долгое время связывали достаточно близкие отношения. Российские таблоиды утверждают, что они даже породнились посредством брака членов их семей, однако сами они это отрицают. Известно, что г-н Евтушенков выстроил свою компанию МТС и приобрел серьезное влияние на московском рынке недвижимости в период правления г-на Лужкова.
Согласно версии г-на Евтушенкова, их дружба прервалась в 2004 году. За несколько лет до этого он сблизился с г-ном Путиным и г-ном Медведевым, нынешним премьер-министром, и именно это позволило ему безболезненно пережить уход г-на Лужкова с поста мэра в 2010 году.
Бывший мэр Москвы называет г-на Евтушенкова трудоголиком, который никогда не пытался заниматься политикой. На этой неделе г-н Лужков сказал: «[Евтушенков] старался держаться подальше от политической жизни».
Больше всего г-на Евтушенкова привлекали нефтяной и газовый бизнес. По словам его помощников, с начала 2000-х годов миллиардер неоднократно ездил в богатую нефтью республику Башкортостан и считал «Башнефть» хорошей возможностью укрепить позиции «Системы» и свои собственные позиции в российском бизнесе. «Я считаю, что «Башнефть» была ему гораздо дороже, чем многие полагают», — говорит Джордж Нианиас (George Nianias), финансовый советник, знакомый с г-ном Евтушенковым с 1990-х годов.
Приобретение «Башнефти», процесс которого завершился в 2009 году, предоставило г-ну Евтушенкову доступ к компании с самой неэффективной структурой организации производственного процесса. «Система» радикальным образом реформировала эту компанию, существенно повысив ее объемы производства и доходность.
Однако вместе с «Башнефтью» г-ну Евтушенкову досталось довольно сомнительное наследство. Хотя ее активы были приватизированы правительством Башкортостана в 2003 году, большая их часть оказалась под контролем компании «Башкирский капитал», принадлежавшей, по словам прокуроров, Уралу Рахимову, сыну тогдашнего главы республики.
Российская государственная счетная палата назвала этот договор по приватизации «беспрецедентным случаем кражи активов из государственной собственности». Однако в ходе последовавших за этим разбирательств суд постановил, что сделка была законной.
Аналитики и банкиры недоумевают, почему г-н Евтушенков решил связаться с таким предприятием. «О чем он думал, влезая в болото Башкортостана? — спрашивает вышеупомянутый глава московского инвестиционного банка. — Как можно вляпаться с такую грязь и не оказаться при этом испачканным с ног до головы?»
По мнению других наблюдателей, г-н Евтушенков даже не предполагал, что приобретение «Башнефти» может со временем принести ему столько неприятностей. Они также отмечают, что миллиардер не смог бы получить контроль над таким стратегическим активом без одобрения тогдашнего президента Дмитрия Медведева или даже самого г-на Путина.
«Такие сделки, как покупка «Башнефти» обычно требуют некоторого официального одобрения, — говорит Эндрю Вайсс (Andrew Weiss), вице-президент по научным исследованиям Фонда Карнеги за международный мир. — Все знают, что за подобными сделками пристально следят. Это считалось данностью в течение более 10 лет».
По словам осведомленных источников, о возможности продажи «Башнефти» компании «Роснефть» впервые г-н Сечин заговорил более года назад. Однако г-н Евтушенков обратился к г-ну Путину с просьбой вмешаться, и вопрос о поглощении был снят с обсуждения.
«Система» ответила на это, заложив основы для вторичного размещения акций «Башнефти» в Лондоне — такой шаг должен был усложнить захват этой нефтяной компании.
В июле, спустя всего несколько недель после того, как руководство занялось питчингом этой компании перед инвесторами в Лондоне, московский суд заморозил 86,7% ее акций, принадлежавших «Системе», мотивировав это началом разбирательств по делу о приватизации «Башнефти». В августе прокуратура начала проверку деятельности ряда топ-менеджеров «Системы», заявив, что группа, возможно, заплатила за «Башнефть» на 500 миллионов долларов меньше ее фактической стоимости. Теперь прокуратура предполагает, что г-н Евтушенков был замешан в этой преступной схеме.
* * *
Когда началось следствие, г-н Евтушенков обнаружил, что он больше не может договориться о встрече с г-ном Путиным. Однако никто не верил, что г-н Евтушенков так быстро окажется под следствием.
«Это всех ошеломило, — сказал источник, близкий к г-ну Евтушенкову. — Никто не ожидал, что события будут развиваться так быстро и что его поместят под домашний арест».
Теперь, когда г-ну Евтушенкову запрещено появляться в офисе «Системы», за его передвижениями и взаимодействиями постоянно следят сотрудники органов охраны правопорядка.
Хотя некоторые главы ведущих российских компаний озвучили свою поддержку г-ну Евтушенкову, лишь немногие из них готовы бросить вызов непосредственно президенту страны как на тему ареста миллиардера, так и на тему позиций России в украинском вопросе и противостояния с Западом.
Дело г-на Евтушенкова нанесло еще один мощный удар по инвестиционному климату России: в течение нескольких дней после ареста ее основной фондовый индекс снизился на 4%. Всего за один день «Система» потеряла 37% своей стоимости, а «Башнефть» — 20% своей стоимости.
Тем не менее, по словам одного из помощников миллиардера, никого в правительстве это не волнует.
«Все знают, что такова политика властей и что она не обсуждается, — сказал помощник. — Существует некий консенсус, что политика гораздо важней экономики. Никто не задумывается о том, какое влияние этот арест окажет на желание людей инвестировать в нашу страну».
По словам вышеупомянутого главы компании, занимающейся связями с общественностью, хотя г-н Евтушенков, возможно, полагал, что он находился в таком положении, которое позволяло ему бросить вызов г-ну Сечину, недавние события раскрыли перед ним и другими магнатами новую реальность. «В России все меняется. Возможно, Евтушенков попросту не был готов принять это».
Рост влияния магического круга Кремля
Предположения о том, что Игорь Сечин замешан в нападках на Владимира Евтушенкова и его холдинговую компанию, привлекли внимание к так называемому магическому кругу Владимира Путина: речь идет о небольшой группе влиятельных чиновников и бизнесменов, к которым президент прислушивается.
На начальном этапе своего президентства г-н Путин прислушивался к советам членов московских консервативных и либеральных фракций, а затем принимал свое собственное решение, которое было в некотором смысле золотой серединой между их мнениями. Сегодня он все чаще следует советам группы сторонников жесткой линии, настаивающих на националистическом уклоне внутренней политики и более агрессивной позиции в отношениях с Западом.
Доминирующие позиции в этой группе занимают бывшие коллеги г-на Путина по спецслужбам, такие как г-н Сечин и Сергей Иванов, глава администрации президента и давнишний его друг, которого многие считают его потенциальным преемником. Среди них также стоит отметить Николая Патрушева, бывшего главу ФСБ, который в настоящее время является секретарем Совета безопасности России.
Виктор Иванов, еще один бывший офицер КГБ, в настоящее время является членом Совета безопасности России и главой Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Владимир Якунин, нынешний глава компании РЖД и сторонник консервативных православных ценностей, является другом президента с тех самых пор, когда у них были дачи в одном дачном кооперативе под Санкт-Петербургом.
Среди бизнесменов, входящих в магический круг г-на Путина, стоит выделить Юрия Ковальчука, главного акционера Банка России, Геннадия Тимченко, акционера нефтяной группы «НОВАТЭК», и Аркадия Ротенберга, друга детства президента, который владеет акциями ряда крупных российских компаний.
Хотя за последний год Запад ввел санкции в отношении многих из них, на родине эти люди пользуются огромным конкурентным преимуществом, и многие из их компаний, пострадавших в результате западных санкций, в скором времени получат финансовую помощь от государства.