Унизив Запад на Украине, путинская Россия начинает переключать свое внимание на страны Балтии. От России поступило четыре важных сигнала, которые пока не вызвали надлежащей ответной реакции.
Как только президент Обама в начале этого месяца выступил в Таллине с ясным заявлением о защищенности европейских границ, Россия невдалеке от границы между обеими государствами взяла в плен чиновника эстонских спецслужб Эстона Кохвера. Его обвиняют в шпионаже, и ему грозит тюремное заключение сроком на 20 лет, если московский суд признает его виновным. Затем Россия потребовала от Литвы выдать 1500 ее граждан, которые не выполнили обязательную воинскую повинность в Советском Союзе. Это угрожающий и отпугивающий ход, который можно сравнить с требованием современной Германии к Дании или Нидерландам выдать тех граждан, которые дезертировали из гитлеровской армии. А 19 сентября Россия захватила литовское рыболовное судно, объявив его в браконьерстве в российских территориальных водах. Судно и его экипаж задержаны в Мурманске, и такие действия вызвали сильный протест со стороны правительства Литвы. Тем временем, в Риге на одной из конференций Константин Долгов, высокопоставленный российский чиновник, выступил с угрожающим предупреждением о том, что государства Балтии якобы способствуют неонацизму, дискриминируют этнических русских и русский язык, грубо нарушают права человека, и что Запад якобы подстрекает к такому поведению.
За последние 20 лет Москва время от времени пыталась подстегнуть вопрос дискриминации, однако реанимация этой темы, в особенности с привязкой ответственности Запада, является значительным подъемом в информационной войне России. Тот факт, что такой подъем происходит в данный момент, возможно, означает, что Россия может попытаться повторить успехи на Украине и в других местах — но на этот раз в странах-членах НАТО. Если Путину удастся дестабилизировать какую-либо из этих стран, это станет сокрушительным ударом по доверию к альянсу.
В отношении стран Балтии Россия уже давно озвучивает не факты, а фикцию. Она отрицает, что в 1940 году Советский Союз оккупировал независимые в то время эстонское, латвийское и литовское государства, настаивая на том, что они были законно аннексированы. Также Россия не высказывает сожаления о 200 000 мужчинах, женщинах и детях, которые во время репрессий были депортированы в отдаленные регионы Советского Союза. Еще до прихода к власти Путина и его товарищей по КГБ Россия была назойливым соседом.
Но ситуация ухудшается. Высказанные господином Долговым в Риге обвинения надуманные, и его — титул «представитель МИДа России по вопросам прав человека, демократии и законности» -кажется таким же заслуживающим доверия, как специалист по лисам в делах благополучия кур. Однако такие угрозы, к сожалению, могут привести к расправе. Долгов предупредил государства Балтии о «далекоидущих печальных последствиях», если они будут продолжать выдуманные им нарушения.
Секретная война России на Украине тоже началась с трюков и пропаганды. Когда российский протеже на Украине, бывший президент Янукович, бежал из страны, Россия незамедлительно назвала новое правительство «хунтой». Москва также жаловалась, что русскоязычные украинцы подвергаются преследованиям, и что на Украине бесчинствуют неонацисты. Обвинения создаются, чтобы подстегнуть старые обиды и опасения и подготовить почву для гражданской войны.
Может ли нечто подбое произойти в Балтии? И в странах Балтии так же, как на Украине, живет большое по численности русское меньшинство — в общей сложности около миллиона человек, или седьмая часть от общего количества населения, и в Латвии эта пропорция самая большая. Среди этнических русских есть как абсолютно интеллигентные местные граждане, так и пламенные русские националисты. Однако страны Балтии не являются очагами межэтнической напряженности — по меньшей мере, до сих пор. В повседневной жизни языки и культуры уживаются без проблем. Эстония и Латвия предлагают гражданство всем жителям, независимо от этнического происхождения, требуя лишь знания языка и истории. Литва своему небольшому русскому меньшинству в 1991 году автоматически предоставила гражданские права.
Как могут подтвердить контуженные жители разрушенных городов восточной Украины, «защита» угнетенных меньшинств со стороны России ничем им не помогла. Высказанные господином Долговым угрозы в адрес стран Балтии не облегчат борьбу за роль русского языка в образовании и в быту. Они, скорее, угрожают мирному сосуществованию, которым жители Балтии наслаждаются с 1991 года.
Но причина давления на Балтию не забота о живущих за рубежом русских — вопрос, которому Россия не придает ценности в большинстве других стран. Скорее, цель Кремля в том, чтобы деморализовать эти государства, указав на недостаток решительности Запада.
До сих пор президенту Путину везло, НАТО запоздало и медленно свыкается с мыслью, что ему нужно защищать территорию от российской угрозы. Примерно в течение года у альянса появятся силы быстрого реагирования, которые в случае кризиса смогут усилить оборону Эстонии, Латвии и Литвы. Однако крылья НАТО подрезаны. Большинство его членов не выделяет на оборону необходимых денег, а некоторые старые члены альянса — Франция, Италия, а в особенности Германия — считают, что оборонные мероприятия по отношению к России это «провокации».
И Латвия не на высоте в выполнении своих обязанностей. Государство слабо против экономического давления, психологической войны, пропаганды и в особенности использования грязных денег в политической сфере. Последнее особенно бросается в глаза с приближением выборов. Главные слабости Латвии образовались из-за собственных ошибок, и Россия более чем готова использовать их для своего блага. Только в руках Латвии исправление этих ошибок.
Тем временем, Россия стремительно вооружается. В ее военные планы включено превентивное использование тактического ядерного оружия, что большинство членов НАТО считают табу. Главная проблема альянса НАТО — он создан для неправильного на данный момент вида войны. Россия не собирается воевать обычными методами. Она ищет способ, как ослабить государства, где она хочет доминировать, используя вводящую в заблуждение, непрогнозируемую тактику, стратегию, которую военные эксперты называют «гибридными военными действиями». Они включают в себя торговые санкции, прекращение поставок энергоресурсов (государства Балтии импортируют из России весь потребляемый ими газ), пропаганду и кибератаки, целенаправленное использование преступности, подкуп политиков и подстрекательство к беспорядкам этнического характера.
НАТО и страны Запада не готовы к отражению такого вида угроз, которые исходят одновременно с изрядной долей «маскировки», как обозначают замаскивованные и вводящие в заблуждение военные действия. Советский Союз развивал эту стратегию, а современная Россия подняла ее на высокий уровень.
Основа этой стратегии — отрицание. Перекрыт газ? Чисто коммерческие соображения. Кибератака? Самодеятельность патриотичных русских хакеров. Пропаганда? Понимание русских редакторов. А сильные, воинственные мужчины, подстрекающие к этническим беспорядкам, — возможно, частные лица, которые придумали таким образом провести свой отпуск.
Такая тактика может легко дестабилизировать одну или несколько стран Балтии, навязав смену правительства и уничтожив понятие общей европейской безопасности. К сожалению, спокойные политические лидеры НАТО еще не изъявили волю устранить эту разрушительную угрозу.