Литва может лишиться суверенитета не только в силу потенциальной угрозы со стороны России. В долгосрочном периоде может возникнуть менее заметный процесс — исчезновение национального государства, поэтому предлагают уже сейчас готовиться к нескольким сценариям, в их числе жизнь без национального государства.
Так считает профессор Института международных отношений и политических наук ВУ Раймундас Лопата и Альвидас Йокубайтис. Ученые издали книгу «Литва как проблема. Философско-историческое исследование политики».
«Мы вступили в ЕС, когда начались разговоры о том, каким должен быть ЕС — федеральным, как США или иным. Эти разговоры означают лишь одно — исчезновение национальных государств. На политической повестке — это признак того, что надо готовиться к нескольким вариантам: жить в стране ограниченного суверенитета в ЕС или жить без государства и как инструмент использовать народ. Однако этого не сделали. Все подсчеты касались глобальной Литвы, они пусты, хотя можно было создавать стратегию народа, живущего без государства», — сказал Лопата.
По словам профессора, эта стратегия должна охватить и эмигрантов, а также тех людей, которые считают себя литовцами, но по-литовски не говорят. Он привел в пример потомков князей ВКЛ — Радзивиллов, Санкушек и Тышкевичей, которых в нынешней Литве представляют не реальными лицами, а своеобразными экспонатами запыленных музейных залов.
«Литовцы, которые восхищаются ВКЛ, увидев живых представителей рода Сангушко или Радзивиллов чувствуют себя чужими. Это как любовь к выдуманному существу, которая не может стать реальностью. Идея ВКЛ близка многим литовцамa, но когда появляются живые потомки героев истории, которые чаще всего говорят по-польски, к ним относятся как к неприятным музейным экспонатам. Тогда литовцы говорят: нет, лучше пусть потомки этих господ остаются в музеях, а не ходят по улицам Вильнюса», — сказал Йокубайтис.
Национальное государство исчезает из-за культурных перемен
Йокубайтис считает, что национальное государство — неосуществимое обещание, поскольку не может справиться с культурными вызовами.
«Национальное государство начинается с культуры. Это государство нуждается в народе со своей культурой. Культура — важный в политическом плане элемент национального государства. Однако в данный момент именно культура переживает драматические перемены. Если бы Мотеюс Валанчюс увидел сегодняшнюю культуру Литвы, он точно понял, зачем было необходимо национальное государство. Первичная цель национального государства — воспитание людей, чтобы они стремились к высшей культуре, совершенствовались духовно. Сегодня литовцы живут в условиях постмодернизма, который отказался от этих требований. С самого зарождения национального государства рано или поздно это должно было случиться. Национальное государство не смогло выполнить свои благородные обещания», — утверждает профессор.
По его словам, национализм сегодня проигрывает моральному индивидуализму, мультикультурности, космополитизму и другим модным «измам». В наше время индивиды сами выбирают свою культурную идентичность, этот выбор становится важнее чем народ.
«Модернизация — это не только союзник национализма, но и его палач. Литовцы сегодня хотят быть настолько современными, что им в этом начинает мешать... Литва», — сказал ученый.
Угроза России укрепляет национальное самосознание
Однако, переживая эрозию национального государства, Литва сталкивается и с другим влиянием — она постоянно сталкивается с угрозой со стороны России, которая укрепляет национальное самосознание. по словам Йокубайтиса, это от того, что литовский народ осознает одну простую правду: государства можно лишиться, но если сохранишь дух народа и культуру, то можно будет завоевать политическую независимость.
«Культура — это основа выживания народа. Однако именно здесь перемены сегодня стали самым большим вызовом», — считает профессор.
Существование врага, по его словам, не только помогает сохранить государство, но и побуждает сплочению в ЕС.
Модели будущего Литвы на фоне исчезновения национального государства
Профессор Лопата утверждает, что Литва вообще никогда не жила в по-настоящему национальном государстве, даже в межвоенный период. К примеру, в межвоенное время литовцы Клайпедского края голосовали по немецким спискам, земельная реформа упразднила слой крупных землевладельцев, а после получения Вильнюсского края на первое место вышел не национализм, а космополитизм.
Говоря о национальности Литвы, Лопата приводит в пример двух литовских политиков, которые своей деятельностью и образом мышления отражают различные модели Литвы. Патриарх соцдемов покойный Альгирдас-Миколас Бразаускас, по мнению политолога, связан с этнографическим взглядом на Литву, между тем, схема консерватора Витаутаса ландсбергиса сложнее: он использует понятие «народа государства», подчеркивая, что на первом месте политика, а не культура.
«Ландсбергис считает, что у Литовского государства нет изменяющейся культурной основы, за исключением постоянства имени Литвы. Он номиналист. Профессор понимает Литву как знак, под которым может скрываться различное культурное и политическое содержание. Даже если от древнего культурного самосознания литовцев останется только имя Литвы, похоже, для Ландсбергиса это не будет большой потерей. Этот взгляд сегодня становится лидирующим. Хотя очевидно, что деятели национального движения XIX века так не считали. Они связывали Литву с конкретными культурными особенностями. В этом отношении коллега Йокубайтис прав», — сказал Лопата.
По словам Лопаты, нынешние националисты не понимают, что Ландсбергис к истории Литвы относится с иронией. «Литовская политика в первую очередь должна быть политикой Литвы, — сказал Ландсбергис. — С Евросоюзом, в ЕС и через ЕС».
«Последняя фраза — почти поэтическая строка. Профессор считает, что не надо делать проблему из идентичности Литвы. Самое главное — чтобы осталось имя. Не надо быть пассивным, не надо ахать из-за утраты идентичности. Литовской идентичности ничто не грозит, если литовцы смелые и энергичные, если они прорубают новые дороги и не боятся неизведанных идей», — сказал Лопата.
По его словам, не надо боятся ЕС, поскольку он не может жить без национальных государств.
«Намного важнее нечто иное. Нужно заново учиться азам политической деятельности — мы должны жить в ЕС, но не забывать, что мы являемся гражданами суверенного государства. Надо пользоваться наследием ВКЛ, живыми потомками политического прошлого. Попытки привлечения родов, символизирующих государственность ВКЛ были неверно истолкованы, как попытки восстановления монархии, а не как приспособления Литвы — государства и народа — к новым условиям жизни в ЕС. Без смелых мазков невозможно нарисовать новую Литву», — утверждает Лопата.