Кризис на Украине с самого начала стал предлогом для множества инсинуаций. На этой неизвестной земле пошли будоражащие население слухи о «нацистах», «фашистах», «бандеровцах», грядущей охоте новых властей на русскоязычных жителей востока, неспособности государства определиться с собственной административной организацией, предположительно неизбежном разделении на восток и запад...
Правда же, как это часто бывает, кроется в мелочах. К сожалению, в некоторых блогах, интервью и статьях содержатся досадные упрощения, которые оттесняют в сторону холодный и объективный анализ. Вероятно, причина тому — недостаток знаний и внимания к бурной истории этой страны, а также непонимание сущности современной Украины, ее величественной сложности.
Нужно сказать, что во Франции до недавнего времени лишь горстка аналитиков, специалистов по международным отношениям и журналистов уделяли Украине хоть какое-то внимание в своих исследованиях и прогнозах. Майдан дал серьезный толчок этому движению, и теперь Киев, наконец, занял свое место на карте мира.
Неверные представления
В этих новых неопределенных условиях перед украинцами встает важная задача: им нужно научиться говорить о себе. Дело в том, что сейчас у людей складывается совершенно неполное представление, которое ограничивается Чернобылем, колосящейся пшеницей и теперь еще народным движением на Майдане. Если украинцы хотят выбраться из этой «серой зоны», им не остается ничего, кроме как вести сражение на культурном поле в широком смысле этого слова, постараться отвоевать себе место в европейских и международных вещательных сетях.
В такой ситуации телеканал 1+1 (собственность миллиардера и губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского) запустил службу Ukraine Today, чтобы дать информационный отпор на английском языке (а в скором времени и на русском) новостному российскому телеканалу Russia Today. Это предприятие представляет собой обычный инструмент пропаганды и в целом мало отвечает требованиям современности, которые встают перед населением страны.
Эта современность скорее касается солидарности, креативного подхода, а также юмора и насмешки, которые украинский народ проявил еще в самом начале протестного движения в ноябре 2013 года. Она находит воплощение в новом поколении, которое появилось на свет после 1991 года и отстаивает на украинском и русском языках свое право самостоятельно выбрать свой путь.
Танцы, песни, смех
Эта молодежь и люди старших поколений поворачиваются спиной к туманным перспективам на будущее (будь то контроль Москвы или политические интриги Киева), хотят танцевать, петь, смеяться и выражать себя, как считают нужным. На унизительное поражение они отвечают патриотическим подъемом, который наводит на мысль, что на Украине, наконец - да, наконец, появилось чувство национальной гордости.
Украина — это культурное пространство на пути становления. Пока в обсуждении национального самосознания и формирующейся нации нет общепринятых основ, однако энергия бьет ключом, а все новые таланты несут «голос» народа далеко за границы страны.
В середине сентября в Киеве состоялся традиционный фестиваль «ГогольFest», где были представлены результаты последних творческих безумий его основателя Влада Троицкого и многих других художников из Украины, России и других стран. Молодежь собирается в атмосфере радостного беспорядка расположенной неподалеку от городского центра фабрики и пишет собственную историю, а не ту, что ей хотят навязать. Сегодня этот культурный подъем можно будет оценить с выходом на французские экраны фильма «Племя» Мирослава Слабошпицкого, который получил сразу несколько наград на Каннском кинофестивале.
Однако в Киеве старые демоны по-прежнему сильны: комиссия, которая должна была отобрать украинскую картину в качестве претендента на премию «Оскар», не остановила выбор на фильме Слабошпицого, несмотря на все его международное признание. И зря, ведь если задаться целью противопоставить «новую Украину» «Новороссии» Владимира Путина, именно такие произведения могут послужить тому наилучшей иллюстрацией.