Итак, в Астрахани завершился четвертый Каспийский саммит, в котором приняли участие руководители пяти прикаспийских государств: России, Ирана, Туркмении, Казахстана и Азербайджана.
С самого начала следует отметить, что саммит действительно оказался весьма плодотворным, в отличие от предыдущих встреч «пятерки» на высшем уровне здесь не было ни споров, ни обид. В его рамках были подписаны межправительственные пятисторонние соглашения. Соответствующие министерства прикаспийских государств утвердили Соглашение о сотрудничестве в сфере гидрометеорологии Каспийского моря, Соглашение о сотрудничестве в сфере предотвращения чрезвычайных происшествий в Каспийском море и устранению их последствий, Соглашение о защите водных биологических ресурсов Каспийского моря и их рациональном использовании. Решено, что большая часть акватории Каспия останется в общем пользовании прикаспийских государств, право пребывания там вооруженных сил исключительно прибрежных стран остается неизменным.
Политическим итогом саммита стало подписание совместного заявления президентов, в котором оговаривается, что конвенция о правовом статусе Каспия будет принята в 2015 году в Казахстане. Лидеры «каспийской пятерки» договорились не допускать военного присутствия на Каспии нерегиональных держав. Отдельно обсуждалась самая болезненная тема — транскаспийских трубопроводов, и выявилось, что противоречия носят острый характер. Эксперты считают, что главные вопросы решались в ходе двусторонних переговоров на полях саммита. Немало, видимо, решит и сегодняшняя встреча в Атырау между президентами России и Казахстана.
Но самое главное это то, что стороны пришли к согласию в главном, выразив твердые намерения принять конвенцию о правовом статусе Каспия в следующем году. Наиболее образно подвел итоги саммита президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: «Этот саммит продемонстрировал намерение всех прикаспийских стран решить все сложные вопросы. Сегодня был прорыв. В результате переговоров мы сблизили свои позиции по ключевым аспектам деятельности прибрежных стран Каспия, обсудили ряд региональных вопросов. Итоги Астраханского саммита, уверен, придадут совершенно новый импульс для того, чтобы идти к главному документу — конвенции о правовом статусе Каспийского моря», — сказал он. Кстати, Назарбаев предложил рассмотреть вопрос о создании каспийской зоны свободной торговли еще до урегулирования правового статуса Каспия, чтобы заложить основу для экономического взаимодействия.
По словам же Путина, в заявлении «впервые зафиксированы основные принципы пятистороннего сотрудничества на Каспии». Достигнутые договоренности отвечают долгосрочным интересам всех сторон, следует более активно задействовать естественные конкурентные преимущества, то есть географическое положение стран «пятерки». По его мнению, с учетом того, что транспортировка товаров между прикаспийскими регионами в основном осуществляется по морю, главная задача состоит в формировании современной логистической инфраструктуры, эффективном использовании транспортных коммуникаций. Он также высказал уверенность в том, что конвенция о правовом режиме Каспия будет принята на следующем саммите, который состоится в Казахстане.
Передача эстафеты каспийских саммитов Казахстану имеет определенную смысловую нагрузку. Особенно если на следующем саммите будет наконец-то принято соглашение о международно-правовом статусе Каспия. Из всех пяти государств Казахстан занимает внутри «пятерки» наиболее нейтральную позицию, не имея практически никаких конфликтов ни с кем из каспийских стран. Казахстан гипотетически выступает неким каспийским арбитром, и символично, если именно в этой стране будет поставлена точка в многолетних спорах по статусу водоема.
Правда, не все думают так. Исполнительный директор политологического центра «Север-Юг» Юлия Якушева убеждена, что даже при самом удачном раскладе проблема конвенции о правовом статусе Каспия не будет закрыта немедленно. По ее мнению, скорее всего, будут созданы предпосылки для окончательного ее решения.
Но в любом случае важно уже то, что президенты согласовали предложения о делимитации акватории. Определены две зоны. Одна — государственного суверенитета, другая — для исключительных прав на рыболовство, которые составят 25 морских миль (15 км+10 км).
Пока четыре страны придерживаются исполнения Конвенции ООН по морскому праву. Особая позиция у Ирана, настаивающего считать своей национальной зоной ту, которой обладал, когда Каспий был разделен между ним самим и СССР. Это расхождение позиций существовало на протяжении всего переговорного процесса, но возможно, что при раскладе «четверо против одного» Тегеран смягчит позицию. Но даже если удастся как-то убедить Тегеран и конвенция по статусу Каспия будет принята, вопрос о прокладке глобальных трубопроводов через Каспийское море, как предполагают эксперты, останется открытым.
Какова же позиция Туркмении? Он продолжает переговоры с Западом по разработке Транскаспийского газопровода с туркменских месторождений в Азербайджан. Но неожиданно этому воспрепятствовал Баку, который до сих пор участвовал во всех переговорах по данному проекту.
В Баку опасаются, что наращивание участков суши на туркменском побережье приведет к повышению опасности от штормовых волн на азербайджанских берегах. А главный радетель экологии региона Москва не имеет рычагов воздействия на ситуацию — сотрудничество по энергетическим вопросам минимально. Более того, в китайском направлении Москва и Ашхабад конкурируют в поставках газа, а западное направление приведет к конкуренции с Южным потоком. Туркмения не скрывает своих планов в экспорте газа в европейском направлении, а потому будет делать все для реализации Транскаспийского трубопровода.
Но не только в трубопроводах дело. Серьезный конфликтный потенциал здесь создают наличие спорных нефтяных месторождений и другие имеющиеся, сообщает российский Центр анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО). Причем наиболее сложные отношения складываются у Азербайджана с Ираном в связи с разногласиями по принадлежности еще не разведанных месторождений «Алов», «Шарг» и «Араз», расположенных в центральной части Каспия, и в случае дальнейшей активной разработки спорных месторождений возможно обострение конфликта.
И не случайно президент Ильхам Алиев призвал стороны к тому, чтобы Каспийское море и впредь оставалось зоной мира, дружбы, сотрудничества и добрососедства. Он считает, что присутствие вооруженных сил сторон и военная деятельность на Каспийском море должны осуществляться на основе принципа обеспечения равных условий безопасности для всех прикаспийских государств. Это послужит усилению взаимного доверия между государствами региона.
Отрадно, что с подобным же призывом обеспечить Каспию безопасность, чтобы сохранить его для будущих поколений, выступил и президент Ирана Хасан Роухани, что дает основания говорить, что позиции Баку и Тегерана все же сближаются. К сожалению, нет подробностей двусторонней встречи в рамках саммита президентов Алиева и Роухани. Но сухие строки: «Стороны также выразили уверенность в активизации усилий обеих сторон для развития двусторонних отношений и регионального сотрудничества» тоже дают некоторый повод для оптимизма.
Противоречия, как видно, остаются, но позиции сторон смягчаются, главы государств, хотя и не хотят идти наперекор собственными интересам, все же ясно понимают, что необходимо искать общие точки соприкосновения. И как можно быстрее. Возможно, чтобы добиться такого «прогресса», Путин и устроил «тренировки морских пехотинцев Каспийской флотилии по отработке действий в нештатных ситуациях при совершении прыжков с парашютом», которые сопровождали саммит «каспийской пятерки».
Десантно-штурмовые подразделения морпеха Каспийской флотилии РФ в рамках проведения осенних сборов по воздушно-десантной подготовке приступили к совершению прыжков с парашютом почему-то одновременно с началом саммита. Случайное совпадение или открытая демонстрация «охраны безопасности глав прикаспийских стран»?