В Донбассе до сих пор не смолкает грохот пушек, а Москва и Киев начинают новую, на этот раз юридическую и семантическую войну вокруг символического определения «геноцид». Это понятие прописано в 357-й статье российского Уголовного кодекса, на основании которого Следственный комитет РФ в понедельник вечером выдвинул обвинения в адрес украинцев. Следователи возбудили дело о геноциде русскоязычного населения юго-востока Украины. На данном этапе личности обвиняемых не установлены, но за ними, как отмечают в Москве, скрываются представители украинского националистического движения «Правый сектор» и национальной гвардии.
Главный следственный орган страны приводит в качестве аргумента гибель по меньшей мере 2 500 мирных жителей в результате «украинских» обстрелов и полное или частичное разрушение 50 жилых домов и общественных зданий. Кроме того, отмечается и заявленное сепаратистами обнаружение импровизированных братских могил с останками неустановленного до сих пор числа людей. Геноцид карается пожизненным тюремным заключением или даже смертной казнью, на применение которой в России введен мораторий.
Несколько часов спустя украинская Генпрокуратура выдвинула против Следственного комитета РФ обвинения в содействии террористической организации и вмешательстве в деятельность правоохранительных органов Украины. Российская сторона опять-таки не стала отмалчиваться и обвинила сотрудников украинской прокуратуры в сокрытии геноцида. «Это было бы смешно, если бы не было так грустно», — прокомментировал ситуацию оппозиционный депутат из Санкт-Петербурга. По его мнению, применение такого понятия в данном случае необоснованно.
Новые «фашисты»
В марте спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко уже говорила об опасности геноцида русского населения Крыма с тем, чтобы оправдать аннексию полуострова. «Геноцид русскоязычного населения на юго-востоке Украины чудовищен и очевиден», — заявила в свою очередь депутат от «Единой России» Ирина Яровая. По словам представительницы пропутинской партии, «это обвинение от имени всех граждан России и всего русского мира в массовых и жестоких убийствах новых фашистов, прикрытых ширмой киевской власти и заокеанских покровителей, которые не должны уйти от ответственности».
Содержащееся в российском уголовном кодексе определение геноцида во многом повторяет данную ему ООН характеристику в 1948 году. По статье 357 УК РФ геноцид — это «действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой». Среди методов этого уничтожения отмечаются как «убийства», так, например, и «насильственное воспрепятствование деторождению». Далее, из утвержденного в 1998 году Римского статута Международного уголовного суда следует, что геноцид подразумевает под собой не только действия по уничтожению группы людей, но и систематическую реализацию этого намерения. Таким образом, Москве предстоит доказать, что украинские обстрелы сравнимы по масштабам с истреблением евреев и тутси в Руанде.