Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Если завтра война — бежать некуда

© РИА Новости / Перейти в фотобанкМосквичи в подземном зале станции метро "Маяковская" во время воздушной тревоги
Москвичи в подземном зале станции метро Маяковская во время воздушной тревоги
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Построенные в советское время бомбоубежища на случай атомной войны никому не нужны и запущены. Если завтра началась бы война или рядом с Литвой произошла авария на какой-либо АЭС, гражданам Литвы надо было бы эвакуироваться. Это указано в действующих законах. Спрятаться в бомбоубежища могла бы лишь небольшая часть избранных. Те, кто не может уехать, будут вынуждены ютиться в школах, спортзалах и в подземных переходах.

Построенные в советское время бомбоубежища на случай атомной войны никому не нужны и запущены. Если завтра началась бы война или рядом с Литвой произошла авария на какой-либо АЭС, гражданам Литвы надо было бы эвакуироваться. Это указано в действующих законах. Спрятаться в бомбоубежища могла бы лишь небольшая часть избранных.

Те, кто не может уехать, будут вынуждены ютиться в школах, спортзалах, а временно — в подземных переходах или подземных стоянках для машин. Большая часть построенных в советское время бомбоубежищ находится в плачевном состоянии и по назначению не используется.

«На сайте каждой мэрии указаны списки таких зданий, в которых могут спрятаться люди, которые не могут эвакуироваться — пожилые люди, больные, семьи с маленькими детьми. Свои бомбоубежища есть у государственных ведомств и объектов стратегического значения, в них могут ютиться службы, занимающиеся спасением и вопросами эвакуации», — сказала представитель Управления противопожарной службы и спасения Вильнюсского округа Сандра Норбутайте.

В Каунасе действует тот же порядок, сказал представитель службы Каунасского округа Альбертас Зиминскас. Однако в Каунасе есть одно действующее бомбоубежище, в котором мог бы разместиться центр операций по осуществлению эвакуации. Он может вместить 200 человек.

По словам Зиминскаса, в Каунасе есть 275 объектов коллективной защиты, в которых могут разместиться 80 000 человек. «В этом списке есть и советские бомбоубежища. Однако неясно, действуют ли в них фильтры, есть ли электричество. За их состояние отвечают руководители организаций, которым они принадлежат. Однако постоянный присмотр за бомбоубежищами требовал много вложений. Естественно, что за ними не смотрели, а со временем вообще запустили, если не снесли», — сказал Зиминскас.

На территории Клайпедского порта в 1986 году построили самое современное бомбоубежище во всем СССР, рассчитанное в среднем на 500 человек, однако в течение недели там могут находиться 700-800 человек. Оно сохранилось до наших дней. Оно предназначено на случай атомной войны, защищает от радиации и химического оружия. В этом бомбоубежище оборудован автономный генератор электроэнергии, воздухоочистительные фильтры, телефонная станция с прямой связью с Москвой, были запасы воды и продовольствия, оборудован медпункт. Два года назад инспекторы из Вильнюса проверяли это бомбоубежище, все в нем работает безотказно.

В Клайпеде есть и еще одно бомбоубежище — на цокольном этаже спортзала в центре Клайпеды. В этом бункере в случае экстремальной ситуации должны были прятаться власти города. В этом бомбоубежище также установлен генератор, очистительные фильтры для воздуха и воды, запасы продовольствия и кровати.

По словам вице-мэра Клайпеды Витаутаса Чепаса, в советское время постоянно проводили учения по гражданской безопасности. На строительство бомбоубежищ тратили много денег.

«Этому придавали очень большое значение. Думаю, это делали для поддержания напряжения. Вот, мол, коммунисты стараются, чтобы не было войны. А посты руководителей гражданской безопасности занимали военные-пенсионеры. Они получали хорошую зарплату, работа была нетрудной. Зато у них были отдельные кабинеты, где и выпить можно, и с девочками позабавиться», — иронизировал Чепас.

Советник мэра Клайпеды Симонас Гентвилас сказал, что власти города выполняют указание министра обороны Юозаса Олекаса и проводят инвентаризацию бомбоубежищ. На улице Дубисос есть целый комплекс бункеров, в котором в случае атомной войны должен был размещаться командный пункт.

На минувшей неделе Клайпедская мэрия решила не приватизировать бомбоубежище, построенное в советское время во дворе одного из домов. «Мало ли что, когда такое происходит рядом с Литвой, все бомбоубежища могут оказаться кстати», — сказали политики.

10 лет назад в Клайпеде было 88 действующих бомбоубежищ, на сегодняшний день осталось 53, 33 для защиты во время бомбардировок, остальные — для защиты от радиации, химического или бактериологического оружия. В Клайпедском округе в бомбоубежищах могут найти убежище только 20 000 человек, в самой Клайпеде — 11 000.

Клайпеда — единственный город Литвы, в котором есть и советские и немецкие бомбоубежища. 28 бомбоубежищ были построены немцами.