У нового генерального секретаря оборонительного союза НАТО норвежца Йенса Столтенберга (Jens Stoltenberg) не будет недостатка в задачах по разрешению вопросов безопасности.
Исламисты ИГИЛ захватили территории в Сирии и Ираке, и примкнувшие к этой террористической организации жители западных стран при возвращении на родину становятся угрозой для внутренней безопасности этих стран.
В то же время западные страны и Россия откатились назад к окопам времен холодной войны. Россия мечтает восстановить границы времен Советского Союза, а Европейский Союз вместе с НАТО подминают под себя куски бывшей империи социализма. Критики рисуют угрожающие сценарии, в которых «зеленые человечки» по приказу России начнут гибридный конфликт в какой-нибудь стране НАТО – например, в Прибалтике.
Что же может сделать Столтенберг?
Военная операция против ИГИЛ в Сирии и Ираке по большому счету управляется из США. В качестве союзников к ней присоединились Франция, Великобритания и Бельгия, но она не является операцией, спланированной НАТО. В конце концов, самая важная задача НАТО записана в пятом параграфе: защита стран-членов. Один за всех, и все за одного.
В годы своего пребывания на посту главы оборонительного союза Столтенбергу придется сосредоточиться на новом противостоянии между Востоком и Западом. Оборонительный союз будет стремиться укреплять свое присутствие на границах с Россией, а Россия будет делать все возможное, чтобы ее голос был услышан. Перед Столтенбергом также стоит задача наращивания оборонительного бюджета стран-членов. В настоящее время бюджеты отстают от того уровня, к которому стремится оборонительный союз.
На конкретном уровне Столтенберг должен определиться с поведением одной из самых важных стран-членов союза - Турцией. Под руководством своего президента Реджепа Тайипа Эрдогана Турция в борьбе против ИГИЛ заняла позицию пассивного статиста. Когда речь идет о войне против зла, оборонительный союз не может одобрить такое поведение.
Столтенберг будет представлять западные страны в то время, когда Россия демонстрирует свои военные мускулы. Эта задача требует терпения, которое у Столтенберга, как у бывшего премьер-министра Норвегии и специалиста по России, безусловно, имеется. Терпения следует ожидать и от неприсоединившихся стран.