Когда 47-летняя Русудан из города Зугдиди на западе Грузии семь лет назад решила перевести сына из общеобразовательной школы в частную, делала она это отнюдь не с легким сердцем. Как многие представители ее поколения, женщина отдает предпочтение государственной системе образования. Однако, несмотря на почти десять лет реформирования, общеобразовательные школы Грузии не обеспечивают получения нужного объема знаний.
«Просто условия были недостаточно хорошими, — объяснила свое решение забрать детей из местной средней школы Русудан, попросившая не называть ее фамилии. — Школа ветшала, классы были переполнены, учителя закоснели в советских методах преподавания. Отсутствовало взаимодействие, учеников “учили” как единое целое, без учета индивидуальных особенностей».
Согласно анализу, проведенному в 2014 женевской неправительственной организацией Всемирный экономический форум, несмотря на целый ряд предпринятых с 2005 реформ, по качеству системы образования Грузия заняла 98 место из 144 охваченных исследованием стран.
В 2010 году успехи в категории «грамотность чтения» продемонстрировали лишь 38 процентов из 4782 пятнадцатилетних учащихся Грузии, протестированных согласно Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), осуществляемой Международной организацией экономического сотрудничества и развития. В математике Грузия заняла из 65 стран второе место с хвоста (после Кыргызстана): 40 процентов учащихся продемонстрировали знания, не соответствующие базовому уровню.
В выборочном тестировании принимали участие преимущественно учащиеся государственных средних школ. В других международных тестах Грузия продемонстрировала более высокие результаты, однако тенденция все равно стремилась к уровню ниже среднего.
Все чаще и чаще располагающие средствами родители, стремясь дать своим детям образование, способное обеспечить им конкурентоспособность в условиях глобальной экономики, забирают детей из общеобразовательных школ Грузии. По официальным данным, с 2000-2001 по 2011-2012 учебный год число школьников, зачисляемых в частные учебные заведения, выросло на 367 процентов до 56756 человек.
Единой системы оценки качества образования в этих частных школах не проводилось, но как показывает проделанный в 2013 году ЮНИСЕФ анализ, при сравнении результатов тестирования по типу школ заметно существенное расхождение между учениками общеобразовательных и частных школ Грузии, особенно в том, что касается чтения. Частные школы, помимо всего прочего, склонны делать упор на преподавание иностранных языков, особенно английского.
При среднемесячной зарплате в 407 долларов (712,5 лари) многие жители Грузии не могут себе позволить отдавать в среднем по полторы тысячи лари (858 долларов), которые родители вроде сотрудницы некоммерческой компании Русудан платят в год за обучение ребенка в частной школе.
«Неравенство очевидно и внушает тревогу», — комментирует создавшуюся ситуацию Тамуна Мосиашвили, в прошлом учитель и работник министерства образования, а ныне менеджер образовательной программы неправительственного Института гражданского развития в столице Грузии Тбилиси.
«По сути, если у семьи нет денег, то у ребенка нет будущего, — добавляет она. — Качество [общеобразовательных школ] настолько низко, что большинству семей приходится нанимать репетитора, чтобы на дому готовиться к вступительным экзаменам [в вуз], однако малообеспеченные семьи просто не могут позволить себе такой расход».
Из своей месячной зарплаты в 1100 лари (629 долларов) Ирина Кемоклидзе, являющаяся единственным кормильцем в состоящей из одних женщин тбилисской семье, отдавала 590 лари (337 долларов) в месяц репетиторам, готовившим племянницу к вступительным экзаменам в грузинский вуз по пяти предметам. Стоимость занятий разнится в зависимости от предмета, преподавателя и количества учебных часов. Стоимость занятий трижды в неделю по английскому языку или математике с преподавателем вуза может доходить до 200 лари (114 долларов), добавляет она.
У учащихся, проживающих за пределами столицы, в которой сосредоточена чуть ли не половина 244 частных школ страны, гораздо меньше возможностей для получения образования.
«Неравенство в уровне доходов в Грузии имеет по большому счету обусловлено местом проживания; огромное большинство малообеспеченных людей проживает в сельской местности, для которых обучение в частном учебном заведении или репетитор совершенно недоступны», — отмечает исполнительный директор Международной школы экономики Тбилисского государственного университета Эрик Ливны, занимающийся изучением проблемы социально-экономического неравенства в системе образования Грузии.
По его оценке, «около 9 процентов молодежи Грузии, будущая элита страны», обучается в частных учебных заведениях.
В результате, пишет ученый в одном из последних блогов Международной школы экономики, имеет место «разделение на социальные группы, которые ходят в разные школы и говорят на разных языках».
По словам замминистра образования Георгия Шервашидзе, правительство работает над преодолением этого разрыва между городом и деревней. Неудовлетворительные показатели учащихся в таких тестах, как PISA, объясняются еще и низкой посещаемостью школ в сельских и горных районах Грузии, отмечает он. Для решения этой проблемы правительство приступило к выпуску бесплатных учебников для учащихся и реализации программы по доставке детей в школы школьными автобусами, охватывающей около тысячи школ в удаленных районах страны.
В результате с 2012 года «посещение школ выросло с 60 до 95 процентов», подчеркнул замминистра, добавив, что указанные две программы помогли сократить расходы семей на образование. «Я уверен, что когда мы снова будем проходить тестирование по системе PISA, в 2015 году, Грузия покажет более приличные результаты», — подчеркнул Георгий Шервашидзе.
Как сообщил в этом году Всемирный банк, при расходах государства на образование в размере около 3 процентов от объема ВВП 2013 года в 16,13 млрд долларов, выделяемая правительством сумма по-прежнему является незначительной по сравнению со странами с аналогичным уровнем дохода на душу населения. 70 процентов из трат на образование уходят на заработную плату, остаток же практически не оставляет пространства для маневра в деле подготовки кадров, совершенствования учебной программы или вложений в инфраструктуру. Сравнительно низкий уровень расходов не способствует и решению социально-экономического дисбаланса в системе образования. На взгляд некоторых обозревателей, он скорее способствует усугублению экономических проблем Грузии.
«Образование стало одной из ключевых экономических проблем», — утверждает представитель ЮНИСЕФ в Грузии Саша Грауманн. «Значительные» официальные темпы экономического роста последнего десятилетия (достигавшие в 2011 году 7,2 процента) не принесли с собой рабочих мест, добавляет он. «И основная причина этого, пожалуй, кроется в недостатке вложений и недостаточной эффективности в образовательном секторе».