Ведущий научный сотрудник Центра германских исследований института Европы Российской академии наук Екатерина Тимошенкова рассказала DW о проблемах, возникших с формированием положительного имиджа России на Западе, в частности, в Германии. Аналитик назвала условия, которые, по ее мнению, могли бы улучшить понимание между сторонами и сблизить их позиции.
— Почему возникла проблема формирования положительного имиджа России за рубежом?
— Проблему имиджа России нельзя назвать случайной. Это комплекс факторов, определяющих восприятие страны за ее пределами и уходящих корнями в далекую историю. Одним из аспектов возникших сложностей является то, что в западных СМИ образ России транслируется не таким, каким его видят россияне. При этом точка зрения, которую отстаивает Россия, не соответствует тому, как это видится на Западе. Еще до украинского кризиса в 2013 году исследования службы BBC свидетельствовали о том, что негативные ассоциации в отношении России преобладают в 15 из 25 стран-участниц опроса. А данные немецкого Института социологических исследований в Алленсбахе, опубликованные в апреле, показали, что спустя 25 лет после окончания холодной войны, несмотря на развитие двустороннего сотрудничества, 76 процентов немцев считают отношения разрушенными, а 55 процентов видят в России опасность.
Только 10 процентов опрошенных оценивают РФ как надежного партнера, хотя пять лет назад этот показатель был в пять раз больше. Причем жители восточных земель относятся к России с большим пониманием, чем западных. Такая ситуация означает, что мер, прилагаемых правительством России для создания положительного имиджа страны, явно недостаточно. Хотя в улучшение инвестиционной и туристической привлекательности страны вкладывают немало средств. Действуют фонды русской культуры имени Горчакова и «Русский мир», выделяются стипендии для иностранных студентов, работает телеканал «Russia Today», правда, в Германии его передачи пока не транслируются.
— На чем основана разница представлений немцев и россиян друг о друге?
— Феномен восприятия россиянами Германии, а немецкими гражданами России — сложное явление. Важно и то, как русские и немцы воспринимают себя в этом мире и какую историческую миссию возлагают на себя жители России и Германии. Для России еще со времен Петра I было значимо, что о ней думают именно в Германии. Но если до 1917 года Россию воспринимали как часть Европы, то последующие события — революция, образование СССР и Вторая мировая война — разделили наши страны в оценках собственной роли в истории.
Особую роль в формировании разных представлений о мире сыграла холодная война. Победив в ней Запад, Германия абсолютизировали свою модель развития. Равенство и братство остались понятиями, характерными для стран восточного блока, а на Западе в абсолют была возведена свобода выбора. И если раньше под этим понимали интеллектуальную свободу, то сегодня границы расширились до выбора пола, создания однополых семей. Философия постмодерна объявлена идеалом, к которому нужно стремиться.
При этом Запад критикует образ жизни России, хотя декларируется, что именно уважение другого индивидуума является одной из главных западных ценностей. Конфликт несоответствия восприятий ведет к непониманию. Возможно, этот философский аспект еще недостаточно четко осознан экспертным сообществом. Но именно разночтение собственных ролей в истории стоит учитывать в поиске консенсуса отношений России и Германии.
— Какие еще факторы формируют образ России в представлении немцев?
— К философскому аспекту проблемы добавляются политические, экономические, культурные и бытовые факторы. Например, в Германии лоббистами России являются бизнесмены, вкладывающие деньги и силы в развитие там своего бизнеса. Экономический фактор считается фундаментом, который не разрушится до основания, вне зависимости от того, чтобы ни происходило в политике. В то же время события, связанные с Украиной, показали, что иногда политика может стать выше экономических интересов, что наглядно демонстрирует введение Западом санкций в отношении России.
Если же говорить о политической ситуации, то после воссоединения Германии и окончания холодной войны так и не была создана новая система европейской безопасности. А Запад, уверовав в свою исключительную миссию, с удивлением обнаружил, что у России, Китая, мусульманского мира может быть совершенно иное восприятие действительности.
— Что может способствовать сближению России и Германии?
— Для устойчивого развития связей необходимо больше обращаться к культурным контактам, поскольку и экономика, и политика являются менее устойчивыми компонентами, чем культура. Можно поучиться у Германии, создающей в России свои центры. Думаю также, что необходимо основать российско-германский фонд для решения общих вопросов. Важны студенческие и молодежные обмены, поддержка местных инициатив по примеру немцев. Думаю, что формула Вилли Брандта (Willy Brandt) «изменение через сближение» актуальна и в наши дни. Общение между гражданами — это ключ к взаимопониманию.
На фоне санкций общение должно не тормозиться, а, наоборот, поддерживаться правительствами обеих стран. Восприятие же России зависит от того, каких успехов она добилась. Поэтому усиление развития экономики, ликвидация зависимости от энергоресурсов и движение в сторону демократического, правового и социального государства были бы главной гарантией создания положительного образа России в других странах.