Экстренное заседание Конституционного суда Испании привело к запрету референдума о независимости Каталонии, сомнения в легитимности которого и ранее выражали многие правоведы. 19 сентября парламент Каталонии одобрил закон о проведении референдума о независимости. Его подписал глава Женералитата — правительства автономного сообщества Артур Мас (Artur Mas).
На референдуме, назначенном на 9 ноября 2014 года, жителям Каталонии предстояло ответить на два вопроса: «Хотите ли вы, чтобы Каталония стала государством?» и »Если да, то хотите ли вы, чтобы Каталония стала независимым государством?».
Результаты референдума согласно новому закону, который поддержали 106 депутатов каталонского парламента при 28 голосах против и отсутствии воздержавшихся, не имели бы обязательной юридической силы. Тем не менее, в Мадриде предстоящий плебисцит сочли нелегитимным и пообещали сорвать. 12 членов Конституционного суда Испании под председательством верховного судьи Франсиско Переса Кобоса (Francisco Pérez de los Cobos) приняли к рассмотрению иск правительства страны о несоответствии указа о референдуме в Каталонии основному закону государства. Фактически этот шаг означает приостановление действия каталонского указа. По закону как у испанского правительства, так и у властей Каталонии имеется 15 дней, чтобы аргументировать свою позицию.
В отличие от Шотландии, где в середине сентября большинство населения отказалось от независимости, проголосовав против выхода из состава Соединенного Королевства, спрогнозировать исход каталонского референдума значительно легче: по единодушным оценкам социологов идею раскола и отделения поддержат около 80 процентов каталонцев. Жители северо-восточной — а заодно и наиболее богатой, и одной из самых развитых в отношении промышленности и производительности труда территорий пиренейского полуострова — никогда не рассматривали себя частью Испании. Многовековую историю бунтарства и противостояния монархии сменила диктатура Франко (Francisco Franco). Правитель, насколько хватало сил душивший местное национальное самосознание, запрещая красно-желтый полосатый флаг, родной язык и культуру, заметно прибавил популярности движению каталонских сепаратистов. По-прежнему одна из главных каталонских радостей — насолить Мадриду, а местные боги — футбольный клуб «Барселона» — свои самые ценные победы добывают в противостоянии со столичным «Реалом».
В Каталонии проживает 7,5 миллиона человек из 46,6 миллиона испанского населения. При этом на долю автономии приходится около четверти испанского валового внутреннего продукта.
Большинство жителей региона убеждены, что с объявлением независимости отделившаяся страна заживет только богаче. Каталония добилась автономного статуса в 1979 году, вскоре после падения диктатуры Франко, тогда же каталонский язык был признан официальным. Впоследствии автономия неоднократно расширялась, в результате чего регион получал все большую самостоятельность, в том числе финансовую. В 2009-м и 2010 годах здесь состоялось несколько неофициальных референдумов о независимости, позволивших прощупать почву. Реакция местного населения в основном была близкой к эйфории. В других регионах страны, кроме также стремящейся к самостоятельности Страны Басков, идею каталонской независимости воспринимали скептически. В ходе коммунальных выборов 2012 года большинство в каталонском парламенте получили сторонники независимости. В преддверии решения Конституционного суда о приостановке действия указа о референдуме лидеры движения за независимость грозили вывести на улицы Барселоны и других каталонских городов миллионы людей, не исключая возможности начала кампании гражданского неповиновения Мадриду.