«Ленинопад» пришел в восточный регион Украины. Так, 28 сентября на площади Свободы в Харькове свергли памятник Ленину, причем — вполне официально. Губернатор Харьковской области Игорь Балута подписал распоряжение о демонтаже памятника Ильичу, что и было сделано.
Однако этим не обошлось — «ленинопад» перебросился и на другие города Харьковской области: 29 сентября Ленин упал в городе Дергачи, а в ночь на 30-е — в Изюме.
Мэр Харькова Геннадий Кернес уже заявил о том, что намерен восстановить свергнутый памятник Ленину на главной площади города, напомнив, что эта скульптура вождя была самой большой на Украине и числилась памятником монументального искусства местного значения. Не остался равнодушен к случившемуся и лидер украинских коммунистов Петр Симоненко, также заявивший, что сделает все для восстановления упавшего Ильича.
Историки рассказали, что думают о столь радикальном методе борьбы с памятниками Ленину на Украине, как, по их мнению, следовало бы решать этот вопрос, дабы избежать «ленинопада», а также какие последствия может иметь попытка восстановить свергнутые монументы.
Преимущественное большинство памятников Ленину у нас — это то, что в Советском Союзе называлось «ширпотребом». Это — не высокохудожественные памятники известных мастеров уровня Пабло Пикассо или Леонардо да Винчи. На самом деле это памятники, не представляющие большой ценности.
Нынешняя волна «ленинопада» вызвана эмоциональной бурей в обществе и попытками людей окончательно очиститься от советчины, которая вбивала в голову, что мы должны быть воспитанными и культурными, что ничего ломать и портить нельзя, что это дикость. Назовите тогда немцев дикарями — они более художественные памятники Гитлеру и нацистской Германии разрушили очень быстро, когда после Нюрнбергского процесса стало понятно, что нужно проводить денацификацию.
В ряде стран после 1991 года те памятники, которые представляли какую-то художественную ценность, собирали и устанавливали в специальных парках. Скажу честно, я бы не повел своих детей и внуков в очень красивый и зеленый парк, где стояли бы монстры Сталина, членов политбюро, Ленина и т.д. Но в некий паноптикум можно было бы когда-нибудь привести детей, показать им, какие памятники создавали, рассказать о том, что это были за люди. Возможно, когда-то так оно и будет.
Сегодня это стихия, которую сложно направить в какое-то цивилизованное русло и представить, что издадут указ не портить памятники Ленину. В большинстве сел и городков большинство гипсовых памятников Ленину сделаны под одну кальку и ничего не стоят. Есть роман, в котором рассказывается, как на заводе делали памятники Ленину, и все они были с поднятой рукой. Но как-то ночью работники напились, а когда на утро пришли — увидели, что Ленину прикрепили две поднятые руки, то есть он стоял с вытянутыми вперед двумя руками. Это шутка, но она говорит о том, что есть: это — ширпотреб, производство этих памятников было поставлено на широкий конвейер.
Потому не думаю, что надо особо бояться процесса «ленинопада». Это — естественный, натуральный процесс. По этому поводу огорчаться не стоит. Сегодня нам нужно оплакивать наших погибших людей, а не сельские гипсовые памятники вождям, у которых на головах сидят голуби.
Возможно, особо ценные экземпляры памятников следует оставить в музеях эпохи, это будет целесообразно. Тогда мы будем понимать, что такое тоталитарная эпоха, каков был ее стиль. А держать в каждом селе, на каждом крыльце памятники вождям — это никому неинтересно, и, вероятно, их стоит выбросить на свалку истории.
Намерение Кернеса восстановить в Харькове свергнутого Ленина, на мой взгляд, очень опасная политическая акция, потому что она конфликтна сама по себе. Если бы Кернес был Путиным, он мог бы восстановить памятник Дзержинскому на площади и повернуть историю вспять. Что, кстати, сейчас и делает Путин, а мы от этого страдаем.
Какая концепция всего происходящего у нас? Мы освобождаемся от старой эпохи. Избавление от этих памятников — это освобождение от этого нашего прошлого. А наш враг — путинская Россия — сейчас наоборот восстанавливает все: гимн Советского Союза, памятник Дзержинскому, раздувается миф о Великой Отечественной войне. Для них это все — ценности, потому что они восстанавливают советскую империю, все ее мифы и символы. И в этот момент сталкиваются две исторические памяти: одна — та, что хочет освободиться от этого всего, и вторая — та, что хочет это все вновь насадить.
Думаю, Кернесу нужно было взять этот памятник Ленину, вывезти и установить где-то за городом, а в городе поставить памятник, связанный с нашими современными событиями. А если Кернес хочет восстановить памятник Ленину, то он в контексте исторической памяти, с которой мы ведем сейчас настоящую войну, где гибнут люди, становится на сторону врага. В данном случае его политический выбор может проиграть. Не знаю, кто его будет поддерживать.
Если бы местные органы власти выполняли указы бывших президентов относительно, в том числе, памятников Ленину (а такое решение о ликвидации памятников коммунистического режима было принято давно), то сегодня не было бы такого народного самосуда. Потому я считаю, что в нынешнем «повале» памятников Ленину виновны местные власти, которые вовремя не выполнили указ президента. Проигнорировали указы тогда — вот и получили теперь «ленинопад».
То же касается и появления Майдана. Ведь почему собираются майданы? Потому что власть не выполняет своих функций. Сегодняшние снятия памятников Ленину — это одно из свидетельств безответственности власти, а также реакция людей на вызовы дня.
Эти памятники можно было бы или сдать в уже существующие музеи, или создать специальные и сдать их туда. Можно приводить в эти музеи молодые поколения, рассказывать, кто были эти люди, и что они сделали для Украины.
Насколько я помню, в свое время Кернес сказал, что тому, кто тронет памятник Ленину в Харькове, переломают ноги. Чтобы снова поставить такой памятник в Харькове, должно появиться решение Кабинета министров, которое разрешит это сделать. Сейчас можно считать, что памятник Ленину в Харькове сняли в связи с принятыми ранее указами президентов (теперь уже — бывших президентов) Кравчука и Ющенко. Эти указы никто никогда не отменял. Но теперь, чтобы установить новый памятник понадобится постановление кабмина.
Нельзя так поступать с историей, которой жили наши родители и деды. История — это такая вещь, по которой мы должны учиться, из которой мы должны делать выводы. Без знания истории у нас не будет и будущего.
То, что мы наблюдаем на Украине сегодня, уже было в 1917-м году. Почти все одинаково!
Что делать с памятниками того периода нашей истории? Они должны быть в музеях, или можно создать для них специальные площадки. Например, в 1920-х годах, когда большевики уничтожали храмы, обсуждались предложения (правда, они так и не были реализованы) сделать для некоторых церковных памятников специальную площадку на склонах, где сейчас Аскольдова могила, которая была бы музеем памяток прошлого. Так, когда-то существовал памятник графу Алексею Бобринскому там, где теперь в Киеве памятник Щорсу. Памятник снесли, но не расплавили на металл — около пяти лет он пролежал на территории Арсенала вместе с другими памятками, и его планировали перенести на другое место. Также большевики хотели перенести памятник Владимиру — убрать, но не разрушить, а перенести. Приблизительно то же планировали сделать и с памятником Богдану Хмельницкому. Этого не сделали, но идея была. И мы должны из истории делать выводы и поступать, исходя из ее уроков.
Нельзя разрушать памятники, потому что тем самым мы позорим память о тех годах, когда жили наши предки (какими бы плохими и сложными они ни были!). К сожалению, сейчас все разрушается и похоже на 1917-й год.
Не думаю, что у харьковских властей получится восстановить памятники Ленину. Поскольку это будет выглядеть как утверждение идей коммунизма. То, что снесли таким путем памятник Ленину — плохо, очень плохо. Но будет ошибкой, если эти памятники восстановят на их прежних местах. Их можно восстанавливать, но в специально отведенных местах, а не на центральной площади Харькова. В Киеве тоже памятник Ленину разрушили… Надо было его перенести и создать музей того периода истории.
Это глупость и неуважение к истории — рушить памятники столь радикальными (и это слишком интеллигентно сказано!) методами. Историю, какой бы она ни была, нужно уважать!