Герхард Шредер (Gerhard Schröder) сделал вчера то, за что ему платят россияне. Бывший канцлер, друг Владимира Путина и председатель комитета акционеров консорциума North Stream, наполовину принадлежащего «Газпрому», а наполовину – немецким газовым компаниям, стал звездой «Дня России» – немецко-российской бизнес-конференции, организованной в Ростоке при поддержке руководства Мекленбурга-Передней Померании. Одним из спонсоров выступал «Газпром».
Под блеск фотовспышек Шредер вышел на трибуну и начал убеждать, что Европе невыгоден конфликт с Россией, что Европа должна относиться к ней по-партнерски, уважать ее отличия, проявить к ней доверие. Он говорил так, будто за последние 10 месяцев в отношениях между Европейским союзом и Москвой не произошло ничего существенного. Он, правда, упомянул об украинском кризисе, требуя, чтобы ЕС и Кремль вместе нашли мирный выход из него, так как введение против России санкций вредит обеим сторонам.
Но где аншлюс Крыма, разжигание мятежа на востоке Украины, российские «зеленые человечки» на украинской земле с поддержкой солдат регулярных подразделений российской армии?! Нет, эти темы Шредер не поднимал.
Он лишь сетовал, что даже ему не удалось создать «стабильной структуры безопасности в Европе». Подразумевался ли тут не первый год продвигаемый Кремлем проект, чтобы европейцы как-нибудь договорились с Россией, а НАТО отправилась на свалку истории? К сожалению, этот вопрос Шредер не развил. Он не сказал также, как представляет себе «закрепление партнерства с Россией в европейском законодательстве». Но, в принципе, это неважно, полемизировать с ним бессмысленно. Ведь Шредер выступал не как государственный муж и политический визионер, а как обслуживающий Кремль лоббист. Впрочем, он никого этим не удивил.
В Росток массово съехались представители немецкого бизнеса. Экономические организации, правда, заявляют, что в отношении России они поддерживают позицию правительства, и что политика идет на первом месте перед экономикой, но Россия и ее безбрежный рынок продолжают будоражить фантазию немецких предпринимателей. То, что Москва развязала войну, значения не имеет. В прошлом Германия уже вела бизнес с разными диктаторами. К тому же в Мекленбурге у России хороший имидж: российские концерны спасли от разорения местные верфи, а балтийские курорты довольны российскими туристами. В Грайсфальде на сушу выходит газопровод «Северный поток». «В прошлые годы экономика была одним из столпов немецко-российских отношений. Не будем это разрушать!» – призывал один из организаторов конференции. Такого рода призывы тоже не вызывают удивления.
Разочаровывает позиция важнейших немецких политиков, которые хранят по поводу конференции молчание. Я не ожидаю, что они дадут какие-то комментарии к словам Шредера помимо формулы, которую мы уже слышали: «Взгляды экс-канцлера – это его личное мнение». Из Германии поступают сигналы, что фрустрация Ангелы Меркель и главы немецкой дипломатии Франка-Вальтера Штайнмайера по поводу действий России перешла критический рубеж. Политики из СДПГ уже давно говорят, что Шредер утратил контакт с реальностью, что он все еще верит, будто к нему прислушиваются в Кремле, и мягкими убеждениями ему удастся склонить друга-Путина к уступкам, а Меркель, крича на российского президента в телефонную трубку, ничего не добьется. Шредер еще не заметил, что он превратился в российскую марионетку. СДПГ считает его балластом, но партия, которая вновь участвует в управлении Германии, не решается отмежеваться от бывшего канцлера или дать честную оценку его действиям. Слова Шредера пойдут в мир практически без комментария. Из уст немецких политиков я не раз слышал, что пора поставить заслон российской пропаганде. Было бы хорошо, если бы немцы сначала сделали это у себя дома.