В понедельник президент Ирана Хасан Рухани раскритиковал санкции Запада против Москвы, назвав их «плохим инструментом», и заявил, что его страна готова предоставить России всяческую помощь, какая ей только потребуется. По словам Рухани, есть разные варианты возможных контрмер. Об этом он заявил российскому государственному телеканалу «Россия-24».
Похоже, мы становимся свидетелями большого глобального милования между Россией и Ираном. На прошлой неделе на заседании Генеральной Ассамблеи ООН президент Ирана Рухани заявил, что Иран и Россия заинтересованы в проектах, которые касаются атомной энергетики. Интерес к широкому сотрудничеству в области торговли и энергетики страны проявляют уже давно. При этом атомная отрасль является предметом спора между Ираном и Западом, так как Запад подозревает Иран в желании получить ядерное оружие. Если это так и Ирану удалось бы создать ядерное оружие, это означало бы новые изменения в расстановке сил в регионе. Большие опасения есть, прежде всего, у Израиля, который находится в буквальном смысле на расстоянии выстрела. Иран не признает Израиль и поддерживает противоизраильские группировки, такие как ХАМАС и ливанская «Хезболла». Израиль, в свою очередь, считает Иран наибольшей угрозой для безопасности своих национальных интересов. В прошлом иранские лидеры не раз призывали к ликвидации еврейского государства, и, вероятно, обладание ядерным оружием придало бы их словам больше веса.
Рухани посещал Астрахань на юге России, где принял участие в саммите каспийских стран, начавшемся в понедельник. Там он встретился с президентом Путиным, а также лидерами Казахстана, Туркмении и Азербайджана.
Жертвы санкций
Рухани и Путину, конечно же, было о чем поговорить, потому что обе страны стали объектом санкций Запада, что им, и это понятно, не нравится. Однако в случае России это недавнее последствие российского вторжения на Украину. Санкциям предшествовало постепенное охлаждение отношений, и все очевиднее становилось, что «перезагрузка» отношений между США и Российской Федерацией у президента Обамы не слишком получилась – если только он не хотел «перезагрузки» холодной войны. К его чести надо признать, что инициатором охлаждения был не он.
Отношения между США и Ираном уже давно плохие – еще со времен падения режима шаха Мохаммеда Рези Пехлеви в 1979 году. По мнению западных СМИ, например, редактора газеты New York Times Рика Гладстона, похоже, что иранские приверженцы жесткой линии убедили духовного лидера страны Хаменеи в том, что улучшение экономических связей с Россией (также страдающей от санкций) упрочит влияние Ирана. В августе иранцы и россияне уже достигли предварительной договоренности о том, что Россия будет покупать нефть, а Иран – оборудование для энергетики, машиностроительную продукцию и продукты.
Новая дружба
Отношения между Ираном и Россией сложные. Проблемой, помимо прочего, было как раз Каспийское море. Свои интересы тут есть сразу у пяти стран: России, Ирана, Казахстана, Азербайджана и Туркмении. Они не могут договориться о доле нефти и газа, которые тут можно добывать. Россия тоже когда-то поддержала санкции, введенные против Ирана Советом Безопасности ООН, и они серьезным образом мешают развитию иранской экономики. Если сегодня эти две страны сближаются, то это не только жест вежливости.
Россия может стать значимым импортером иранской нефти. Санкции, введенные США и ЕС в 2011-2012 годах, повредили иранскому энергетическому сектору. Его прибыль снизилась за это время наполовину. Москва и Тегеран также знают, что у них есть общие геостратегические интересы, например, поддержка Башара Асада в Сирии. Он борется с повстанцами, которых поддерживает Запад. Так что для обоих это хорошая возможность вызвать неудовольство США. К этой «парочке», скорее всего, присоединится Китай, который заинтересован в увеличении импорта нефти. Если эта тенденция продолжится, вероятно, образуется большая российско-иранско-китайская коалиция, которая в ближайшие годы и десятилетия станет серьезной угрозой для положения США в мире.