Когда делались шаги, заложившие фундамент мировых войн, никто не мог предвидеть, что они продлятся годы и унесут жизни миллионов человек. Так, Австро-Венгерская империя справедливо объявила войну королевству Сербия, а в результате этой войны империя канула в историю. И Сербия, упрямо не выдававшая убийцу австрийского наследного принца, не предполагала, что ее королевство также уйдет в небытие. Энвер-паша, поспешно втянувший в войну Османскую империю, и не догадывался, что в пучине истории исчезнет не только он, но и огромное государство османов.
Вторая мировая война была продолжением первой. Германия не могла принять Версальский мир и все это время готовилась к войне, в которой, как она считала, она непременно победит не только с военной, но и с политической, разведывательной точек зрения. При этом Германия никак не ожидала, что, в конечном счете, ей придется согласиться с еще более скверными, нежели Версальский мир, условиями.
США, которые сначала поджидали в сторонке, а затем, понеся меньшие потери, захватили крупный трофей, стали сверхдержавой. А силы, стоявшие у истоков этих войн, то есть Германия, Австрия, Япония, Россия и даже Великобритания, на какое-то время отошли назад. Очевидно, из этих мировых военных конфликтов Германия извлекла важные уроки. В некотором роде заразившись сценарием ИГИЛ, европейские государства подошли к той фазе, когда карта мира исчезает, а США находятся на передовой с чувством долга, которым их наделяет статус сверхдержавы. В то время как Франция в омут с головой бросается в войну, Германия лукаво выжидает.
То, к какому озеру крови приведет «арабская весна», возможно, знали внешние интервенты. Но лидеры общественных движений полагали, что впереди их ждут гораздо более счастливые дни. Власти Турции, разбросавшие по Сирии горящие угли из этого огня счастья, никак не догадывались о том, что их постигнет всего через несколько лет. В 2011 году в качестве красной черты была определена цифра в 100 тысяч беженцев. Но когда в 2014 году их численность достигла 2 миллионов, а социальная структура стала разрушаться, турецкие власти, по всей видимости, впали в отчаяние, задаваясь вопросом: «На этом все?»
Все, кто будет писать историю дня сегодняшнего, непременно отметят, что Турция, салютовавшая волнениям в рамках арабской весны, за несколько лет стала частью масштабного конфликта. Вопрос о том, почему сотрудники турецкого консульства в Ираке не были эвакуированы в тот момент, когда шло наступление ИГИЛ, никогда не найдет удовлетворительного ответа. Будет подчеркиваться, что из-за захваченных в Ираке заложников Турция не могла присоединиться к военному союзу против ИГИЛ в период его создания. В этом будет усматриваться некий стратегический ход, связанный с «политикой удержания в заложниках». Также будет обращаться внимание на освобождение заложников спустя всего несколько дней после подписания документа о создании коалиции, а также на миссию «нахождения на передовой», которой Турцию наделил госсекретарь США.
Итак, Турцию настойчиво подталкивают к линии фронта в борьбе с ИГИЛ – организацией, которая благодаря хорошо подготовленным голливудским сценам стала разрушать нервную систему мира. При этом сегодня до сих пор остается загадкой, что же именно она собой представляет. Высокопоставленные лица США публично заявляют: «Турция будет задействована на передовой». Но ботинок американского солдата, оказывается, не коснется сирийской земли. Почему?
Кто-нибудь мог подумать, как долго будут продолжаться мировые войны? Из уст Вашингтона мы слышим, что война с «террористической организацией» продлится годы. Разве это не странно? Каждый из тех, кто, представляя официальную Анкару, видит, что еще один шаг – и Турция окажется в огне гражданской войны, еще отметится в истории заявлениями о том, что Турция будет оказывать только гуманитарную помощь. Но от всеобщего внимания также не ускользнет и тот факт, что на площадке ООН общественное мнение шаг за шагом заставляют свыкнуться с мыслью о масштабной войне.
Сегодня никто не может предвидеть, каким будет следующий шаг на Ближнем Востоке. В беспорядке, где переплетаются сотни переменных, крупные силы полагают, что они все принимают в расчет. Но любое неожиданное событие может привести к тому, что некоторые хорошо организованные круги определят новые стратегии, исходя из своих интересов. Между тем, управленческие элиты многих государств действуют под контролем именно этих сил, даже не замечая этого.
Главный победитель мировых войн – Израиль. Сначала было легализовано переселение евреев в Палестину. Практически сразу после Второй мировой войны было создано государство Израиль. Нынешние границы Израиля – это глубочайшее море трудностей, преодоление которых и создает необходимость перекраивания карты соседних государств. В этой связи назревает потребность смены политических режимов, создания новых государств и новых экономических систем. Вместе с тем события в регионе – это произведение не только Израиля и израильского лобби.
Снова напомним тезис о том, что «эта война может продлиться годы». А сколько лет подряд в этом регионе ежедневно гибнут 50-100 человек? Разве не были разрушены города, оставленные многовековой историей на наше попечение? Какая еще война может конструироваться?
Очевидно, Турция уже сейчас завязла в такой войне. Очень важно, каким будет следующий шаг со стороны России и Ирана. Будучи не в силах унять свой аппетит в ожидании военных трофеев, европейцы желают держать этот конфликт на расстоянии от собственных регионов. Тем не менее, украинская проблема может привести к тому, что и Европа будет охвачена военным конфликтом. Бомбой, которая готова взорваться в любой момент, является островной конфликт Китая и Японии. Ветру, воспламеняющему вражду между Северной и Южной Кореей, словно не дают стихнуть США. При этом какова цель: покровительствовать Северной Корее или же подчинить такие компании, как Samsung?
Весьма интересными были слова Обамы в 2011 году, в период вывода американских войск из Ирака: «Мы всегда будем в этой стране». То есть США, их политика и экономика должны были существовать здесь. Полагать, что благодаря ИГИЛ они продолжат свое присутствие, возможно, сейчас несправедливо. Но насколько вызывает доверие то, что в войне, которая будет продолжаться годы, участвуют лишь силы американской авиации, а ботинок американского солдата не коснется здешней земли? Можно ли предположить, что, как и Германия после мировых войн, США спустя годы претерпят из-за этой войны распад?
Что касается всех этих вопросов, мы встретимся еще с уймой сценариев и нелепостей. Все, что пишется и говорится в попытке предвидеть на шаг вперед, включая и нашу статью, напоминает барахтанье в бездонном океане неизвестности.
Я был рад словам одного нашего министра относительно того, что Турции предстоят сложные дни. Значит не только мы видим опасность. Это значит, что должны были быть приняты меры. Но, например, кому принесет пользу отдаление Турции от Египта? Жертвам ли кровопролития в Египте, Турции, Палестине? Нам нужно помнить, что в условиях, когда ситуация выходит из-под контроля, перед каждым шагом, словом, действием необходимо тысячу раз подумать.