Количество проданных экземпляров книг о Владимире Путине в Китае значительно превосходит показатели продаж публикаций о других иностранных лидерах — такие данные приводят сотрудники расположенного в Пекине книжного магазина Ваньфуцзин.
Сотрудники отдела рекомендованной литературы расположенного в Пекине книжного магазина Ваньфуцзин не сомневаются в том, к кому из иностранных лидеров покупатели проявляют наибольший интерес — к президенту Владимиру Путину, или к Путину Великому, как его называют некоторые китайцы. Книги о г-не Путине с момента начала кризиса на Украине расходятся, как горячие пирожки, и их продажи намного превосходят показатели, связанные с другими мировыми лидерами. Книга «Биография Путина: Рожденный для России» вошла в сентябре в число первых 10 бестселлеров в категории документальная литература по версии газеты Beijing News.
Восхищение китайцев Путиным выходит за рамки литературы — оно свидетельствует о сдвиге в сложившемся после холодной войны миропорядке, а также об изменениях в китайской политике. По мнению дипломатов и аналитиков, после нескольких десятилетий взаимных подозрений — и одного короткого пограничного конфликта — Пекин и Москва сближаются друг с другом и одновременно бросают вызов возглавляемой Соединенными Штатами архитектуре безопасности, занимающей господствующее положение со времени распада Советского Союза.
Кроме того, бывшие соперники в борьбе за лидерство в коммунистическом мире все больше разделяют тот тип антизападного национализма, который, судя по всему, определяет взгляды Си Цзиньпина на демократические протесты в Гонконге. Пекин обвиняет западные правительства в подстрекательстве там беспорядков, и это весьма похоже на то, как г-н Путин обвинял Запад в содействии протестам в поддержку демократии, начавшимся в Киеве в конце прошлого года.
Россия также представляет протесты в Гонконге как действия, инспирированные Соединенными Штатами. Контролируемые государством российские телевизионные каналы на этой неделе утверждали, что лидеров протестов в Гонконге подготовили американцы.
По данным исследовательской организации Pew Research Center, Китай находится среди немногих стран, где поддержка России увеличилась с момента начала конфронтации Москвы с Западом по поводу Украины, — этот показатель вырос там до 66% в июле по сравнению с 47% в начале года.
Опрос общественного мнения, проведенный компанией In Touch Today, онлайновой новостной службой, управление которой осуществляет китайский холдинг Tencent Holding Ltd., показывает, что рейтинг поддержки г-на Путина составил в марте после аннексии Россией Крыма 92%.
«Путин как личность производит сильное впечатление — как человек, как лидер. Китайцев привлекают его качества. Он защищает интересы России, — отмечает Чжао Хуашэн, эксперт в области китайско-российских отношений расположенного в Шанхае Университета Фудань. — Россия и Китай могут многому друг у друга научиться».
Частично это реал-политика. По мнению аналитиков, России нужен китайский рынок и капиталы, особенно в то время, когда введенные санкции из-за конфликта на Украине начинают давать о себе знать. В то же время Пекин видит в Москве источник дипломатической поддержки и рассматривает Россию как жизненно важных энергоресурсов.
Россия и Китай заключили в мае давно ожидавшуюся сделку, согласно которой Россия в течение 30 лет должна поставить в Китай природный газ на сумму 400 миллиардов долларов. Помимо этого, они договорились построить железнодорожный мост на своей общей границе, а также незамерзающий порт на российском Дальнем Востоке. Пекин и Москва объявили о планах строительства наземных станций на территории друг друга для своих спутниковых навигационных систем глобального позиционирования.
Укреплению связей способствуют личные отношения между г-ном Путиным и г-ном Си, правление которого все больше напоминает харизматический националистический авторитаризм своего российского коллеги.
«Путин и Си Цзиньпин очень похожи, — отмечает Юй Бинь, эксперт в области китайско-российских отношений университета Виттенберга в штате Огайо. Эти лидеры принадлежат к одному поколению — им обоим по 61 году, и оба они хотят восстановить свои страны в качестве мировых держав, а также получить возможность бросить вызов доминированию Запада после периода, воспринимавшегося как национальное унижение.
Г-н Си пришел к власти два года назад, сменив на посту главы государства Ху Цзиньтао, которого партийные функционеры считали лидером, лишенным харизмы, неспособным добиться народной поддержки и защитить национальные интересы Китая. “Я думаю, что Китай после10 лет правления Ху Цзиньтао стал искать сильного лидера, —отмечает Г-н Юй. — В этом контексте китайское руководство, действительно, обращает свои взоры на Путина. Это параллельные процессы”.
Г-н Си после прихода к власти сделал приоритетными свои отношения с г-ном Путиным. Он выбрал Россию для своего первого посещения иностранного государства в качестве председателя КНР и был одним из немногих лидеров, присутствовавших на зимних Олимпийских играх в Сочи. После того как г-н Си стал руководителем страны, он девять раз встретился с г-ном Путиным, и последняя их встреча состоялась в прошлом месяце в рамках проводившегося в Таджикистане форума по вопросам безопасности в Центральной Азии.
“У меня такое впечатление складывается, что мы с Вами всегда относимся друг другу с полной, открытой душой, —сказал г-н Си г-ну Путину в Москве в прошлом году (цитата из официального кремлевского источника). — Мы с Вами сходимся характерами”.
Выступая перед российскими студентами, г-н Си подчеркнул, что Китай и Россия проходят через “важный период национального обновления”, и между ними как великими державами сложились лучшие в мире отношения».
Г-н Си заявил о себе как о сильном политике, изложив концепцию национального возрождения под названием «Китайская мечта». Под его руководством проводится последовательная кампания по борьбе с коррупцией, и он использует военную мощь Китая для подкрепления территориальных претензий у своих берегов.
Кроме того, г-н Си ужесточил контроль над средствами массовой информации и политическим инакомыслием, а также начал кампанию по борьбе против западного идеологического влияния, осуществляемого, в частности, с помощью финансируемых из заграницы НКО.
Некоторые китайские и западные эксперты видят параллели между наступлением на раннем этапе г-на Путина на олигархов, его призывами к национальному возрождению, подавлением независимых средств массовой информации и готовностью использовать военную силу для защиты интересов России по периметру ее границ. Г-н Путин также осуществил постепенную реабилитацию Иосифа Сталина. Что касается г-на Си, то он восхваляет достижения председателя Мао Цзэдуна.
Оба они используют в своих целях военное прошлое своих стран. Г-н Си ввел три имеющих отношение к войне праздника, в том числе «День памяти павших героев», который впервые отмечался во вторник на этой неделе. Г-н Путин недавно открыл мемориал, посвященный Первой мировой войне. Они планируют совместное празднование в следующем году 70-ой годовщины окончания Второй мировой войны.
По мнению экспертов, оба лидера сильно зависят от находящихся под контролем государства средств массовой информации, и они используют в своих интересах распространенное среди населения России и Китая восхищение сильными лидерами — бывших империй, которыми большую часть их истории правили автократы.
Чжэн Вэньян, 30-летний автор книги «Рожденный для России», говорит, что эта биография, вышедшая в свет в 2012 году, продается лучше, чем его более ранние работы, посвященные Бараку Обаме, Маргарет Тэтчер и Нельсону Манделе.
По его мнению, популярность г-на Путина, подогреваемая восторженными сообщениями в китайских государственных средствах массовой информации, поддерживает глубоко укорененное в китайском обществе представление: «Если лидер проявляет слабость и не способен противостоять давлению, то народ перестает его уважать».
Действия России, направленные против склонявшегося в сторону Запада руководства в Грузии в 2008 году и нынешнего правительства на Украине, ориентированного на Запад, пользуются популярностью в Китае. Некоторые люди говорят, что Пекин должен извлечь уроки и опираться на этот опыт в своем противостоянии по поводу контроля над акваториями в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях с США, Японией, Филиппинами и Вьетнамом. «Путин — смелый и решительный лидер великой державы, и он способен добиваться успеха в опасных ситуациях», — подчеркнул в интервью веб-сайту китайской газеты Global Times бывший военный атташе в Москве, генерал-майор Ван Хайюнь.
«Подобные качества заслуживают нашей похвалы и могут служить для нас образцом. Россия была великой мировой державой в течение многих сотен лет, а также сверхдержавой в биполярном мире: она значительно более искусна в роли великой державы, чем Соединенные Штаты».
В ходе кризиса на Украине — Киев является поставщиком зерновых и вооружений в Китай — Пекин держится в стороне, постоянно призывает к политическому разрешению конфликта и не поддерживает введенные Западом санкции против России.
Некоторые китайские эксперты считают, что Пекин рискует испортить свои отношения с Соединенными Штатами и Европейским Союзом, которые пока еще остаются его крупнейшими торговыми партнерами. Интересы Москвы и Пекина не всегда совпадают.
Китайцы старшего поколения с теплыми чувствами вспоминают поддержку со стороны Советского Союза в 1950-е годы, но они помнят и глубокий идеологический раскол в 1960 году, а также пограничный конфликт в 1969 году. Хотя обе эти страны образовали в 1996 году новое стратегическое партнерство, лишь совсем недавно они смогли найти общие позиции за пределами поддержки друг друга в Совете Безопасности ООН.
Новая напряженность может возникнуть в связи с расширением влияния Китая в странах Центральной Азии, которые раньше входили в состав Советского Союза, а также по поводу продажи Россией оружия Индии и Вьетнаму, соседям Китая, с которыми у него существуют территориальные споры.
Тем не менее, некоторые аналитики полагают, что невмешательство Китая в конфликт на Украине обеспечило Пекину нейтральную позицию Москвы в случае обострения его территориальных споров в Азии. И пока обе стороны заинтересованы в подчеркивании достоинств выбранных ими моделей государственного управления.
Лю Сяоху, 28-летний автор еще одной биографии под названием «Железный кулак Путина», вышедшей в свет в этом году, говорит о том, что многие молодые китайцы разочарованы неспособностью своего правительства отвечать в прошлом на провокации Запада, в том числе на обстрел китайского посольства в Белграде в 1999 году.
«Нельзя сказать, что китайцы инстинктивно хотят появления сильного лидера или нуждаются в нем: просто стране необходим такой лидер именно в этот период», — подчеркивает он.