Если Владимир Путин предложит вам приехать в Россию и поговорить о геополитике, сможете ли вы отказаться?
Именно такой вопрос сейчас стоит перед аналитиками российской политики из США и Европы в связи с тем, что Путин пригласил их на очередную конференцию дискуссионного клуба «Валдай», которая пройдет в Сочи с 22 по 24 октября. Этот клуб был создан для того, чтобы эксперты могли предложить свой «независимый, непредвзятый, научный анализ» международных дел, и в программе октябрьской конференции запланировано отдельное заседание, посвященное ситуации на Украине.
В то время как перестрелки в Донецке ставят под угрозу перемирие между правительственными войсками и пророссийскими сепаратистами, которое длится уже месяц, по крайней мере, один американский аналитик решил бойкотировать конференцию клуба в этом году. Другие, напротив, подтвердили свое намерение приехать, объяснив это тем, что эти переговоры никем не контролируются и что нынешняя изоляция России делает тесное общение с политической и деловой элитой этой страны гораздо более важным, чем когда-либо прежде.
«Я не колеблясь согласился приехать, когда меня пригласили, потому что это отличная возможность побеседовать с руководящими деятелями», — сказал Герхард Манготт (Gerhard Mangott), профессор политологии в австрийском Инсбрукском университете, который в прошлом году задал Путину вопрос, касающийся сексуальных меньшинств, после того как российский лидер подписал закон о запрете так называемой гей-пропаганды.
«Это показали в прямом эфире на российском телевидении, и все прошло хорошо: он ответил на мой вопрос, и теперь меня снова пригласили, — сказал он. — Не стоит думать, что если вы критикуете российского президента, вас никогда больше не пригласят — все как раз наоборот».
«Неверный сигнал»
От участия в конференции в этом году отказался Ариэль Коэн (Ariel Cohen), директор Центра энергетики, природных ресурсов и геополитики при Институте анализа глобальной безопасности — исследовательской группы в Потомаке, штат Мэриленд. Он отклонил приглашение, несмотря на то, что уже неоднократно становился участником конференций клуба «Валдай».
«Поездка на эту конференцию будет неверным сигналом для всех из-за войны на Украине, поскольку главным посылом станет то, что осуждение международного сообщества никак не затронуло Россию, — заявил Коэн в телефонном интервью. — Отказ от участия в конференции «Валдая» станет одним из сигналов того — по крайней мере, со стороны западных участников — что поведение России неприемлемо».
Согласно документам, распространенным среди возможных участников, в этом году конференция носит название «Мировой порядок: новые правила или отсутствие правил?» Программа конференции включает в себя «особое заседание», посвященное ситуации на Украине, а в документе под названием «Общая концепция» содержится информация о конфликте, который сейчас разворачивается в этой бывшей советской республике.
«Система глобального управления, очевидно, пошатнулась, — говорится в этом документе. — Институты оказались бессильными, а эгоизм и недоверие политических субъектов превалируют над принципами законности и справедливости».
Более «постановочный»
Коэн, который присутствовал на первой конференции клуба «Валдай» в 2004 году, отметил, что формат встречи изменился, превратившись из «чрезвычайно острых» дебатов и обмена мнениями внутри эксклюзивной группы из 30-40 участников в конференцию, на некоторых сессиях которой в прошлом году присутствовали до 250 человек.
«Со временем это мероприятие разрасталось и становилось более постановочным», — подчеркнул он.
Во время одной из встреч участников пригласили в пещеру вечной мерзлоты и предложили им попробовать сырую замороженную рыбу и водку, разлитую в ледяные рюмки.
В 2006 году Путин распорядился приготовить карпаччо из осьминога, лазанью с лобстером и цуккини, запеченного сибаса и теплый десерт из инжира и йогурта, как рассказывает Эндрю Качинс (Andrew Kuchins), директор программы вашингтонского Центра стратегических и международных исследований по России и Евразии.
Некоторые участники пытаются взять у Путина автограф, превращаясь, таким образом, в его «исступленных поклонников», как сказал Клиффорд Гэдди (Clifford Gaddy), экономист из Брукингского института, специализирующийся на России, который несколько раз приезжал на конференцию клуба.
Присутствие Путина
В своем электронном письме в ответ на вопросы о предстоящей конференции Екатерина Односторонцева из Фонда клуба «Валдай» сослалась на информацию, опубликованную на официальной сайте клуба.
Первоначально эта конференция включала в себя обед с Путиным, во время которого гости могли свободно задавать ему свои вопросы. В прошлом году Путин появился на панельной дискуссии, открыл ее, выступив с речью, а затем пригласил на обед только около 15 гостей.
Петр Дуткевич (Piotr Dutkiewicz), профессор политологии в Карлтонском университете в Оттаве, был приглашен в числе узкого круга людей на обед с Путиным во время форума и планирует поехать на эту конференцию и в этом году.
«Это чрезвычайно важно. Мы попросту допустили слишком много ошибок в нашей политике по отношению к России, — сказал в телефонном интервью Дуткевич, получивший докторскую степени в Российской академии наук в Москве. — Возможность углубиться, проникнуть на один уровень дальше, чрезвычайно важна».
Некоторые из приглашенных аналитиков подтвердили, что их расходы по участию в форуме оплачиваются организаторами клуба «Валдай», однако они отказались оценить общую сумму.
Пиар Кремля
Кучинс посетил пять конференций клуба и считает, что участие в его заседаниях в этом году поможет сохранить диалог на фоне напряженности в отношениях между правительствами стран. Он также признает, что это мероприятие является частью кремлевской пиар-кампании.
«Я всегда придерживался своих взглядов на г-на Путина, и я никогда не стеснялся критиковать его и его правительство, порой используя довольно резкие выражения, тем не менее, меня все равно пригласили, — сказал он во время телефонной беседы. — Честно говоря, мировые лидеры крайне редко встречаются с так называемыми экспертами и журналистами в такой неофициальной обстановке, как это делает г-н Путин».
Тот факт, что Совет по национальной безопасности и Госдепартамент попросили его выступить на брифинге после возвращения с конференции, свидетельствует о значимости этих встреч, сказал Гэдди.
По словам участников, иногда обеды с российским президентом длились около четырех часов и включали в себя шесть или даже семь перемен блюд. Однажды Путин даже пригласил шеф-повара в зал, чтобы представить его и поблагодарить за обед. Но бывали случаи, когда российский президент опаздывал на обед на три часа.
Обсуждение энергетического вопроса
По словам экспертов Брукингского института, Путин воспользовался одной из встреч для того, чтобы объяснить свои взгляды относительно опасности гидроразрыва — технологии, позволившей США опередить Россию в производстве нефти и подстегнувшей надежду на повышение уровня внутреннего производства природного газа в Восточной Европе, которая находится в серьезной зависимости от импорта российских энергоресурсов.
В конференции также принимают участие репортеры, и в прошлом году среди них оказался Марк Чэмпион (Marc Champion) из издания Bloomberg View. Руководство издания оплатило его проживание в отеле и перелет. По его словам, он, возможно, поедет на конференцию и в этом году.
Клуб «Валдай», получивший свое название в честь озера на северо-западе России, где прошла его первая встреча в 2004 году, проводит свои конференции в различных областях страны, от Сибири до Северного Кавказа. В 2009 году во время круиза по реке Лена участники конференции имели неограниченный доступ к водке, в то время как за бутилированную воду им приходилось платить.
В этом году, по словам Манготта и Гэдди, они ожидают, что Путин снова приедет на конференцию. В 2013 году в заседаниях клуба приняли участие министр иностранных дел Сергей Лавров, министр обороны Сергей Шойгу, представители Русской православной церкви и несколько губернаторов.
Позволяя России определять программу, участники «рискуют сыграть на руку Кремлю», как считает Дэвид Крамер (David Kramer), бывший заместитель госсекретаря США, а ныне глава американской некоммерческой организации Freedom House. «Обстановка полностью контролируется, и если участники не будут на самом деле готовы бросить вызов Путину, то, с моей точки зрения, ценность этого мероприятия весьма сомнительна».