За последние черыре года Запад (Америка и Европа) уже два раза обманул Россию в сфере геополитики, и, возможно, сегодня ее обманывают в третий раз.
Первая ложь касалась кризиса в Ливией. В 2011 г. Владимир Путин не стал применять право вето в СБ ООН во время голосования по ставшей знаменитой резолюции №1973. Эта резолюция объявляла о введении в воздушном пространстве Ливии беспилотной зоны. После ее принятия полковник Муаммар Каддафи лишался права воспользоваться военной авиацией, чтобы оказать отпор оппозиционерам, сконцентрировавшимся в Бенгази. Ложь заключалась в том, что после принятия этой резолюции страны Запада вторглись в воздушное пространство Ливии, и это привело к свержению правящего режима. Москва посчитала и до сих пор считает эти действия Запада нарушением международного законодательства. Выступив против резолюции №1973 в СБ ООН, Россия, а также Китай, не стали применять право вето, и это развязало Западу руки.
Москва неоднократно повторяла и продолжает повторять, что считает принятие этой резолюции ложью. Но эта первая ложь оставляет поле для дискуссий и контраргументов, важнейший из которых тот, что у России не было стратегических интересов на африканском побережье Средиземного моря. Поэтому она и позволила принять эту резолюцию «колониального характера». Не стоит забывать и о том, что проект резолюции был предложен Францией.
Вторая ложь или попросту «беспредел», как принято выражаться в криминальной среде, касалась Украины. В конце февраля 2014 г. между президентом Виктором Януковичем и лидерами оппозиции при посредничестве представителей Евросоюза и с согласия России было подписано Соглашение об урегулировании политического кризиса на Украине, согласно которому в течение переходного периода В. Янукович продолжал бы занимать президентское кресло. Однако на следующий же день после масштабных уличных акций протеста против этого соглашения (кто же их спровоцировал?) украинский парламент принял Постановление об отстранении Януковича от власти. Последний к тому времени уже сбежал в Россию. Заручившиеся поддержкой США, министры иностранных дел Германии, Польши и Франции приехали на Украину, чтобы присутствовать при подписании Соглашения, и оказались свидетелями переворота, организованного под давлением протестных народных масс, мечтающих о присоединении к Европе.
Что касается последних политических действий Запада, которые могут оказаться ложью по отношению к России и ее союзнику Ирану, то речь идет о резолюции СБ ООН №2178, осуждающей действия организаций ИГИЛ и «Ан-Нусра» и позволившей сформировать против них международную коалицию с целью уничтожения их военных баз.
США и их союзники начали наносить авиаудары по территориям Сирии и Ирака, а это означает, что через какой-то неопределенный отрезок времени у них появится возможность ударить и по правительственным войскам сирийского режима. Как это произойдет, мы пока не знаем. Сейчас ясно только то, что западная авиация получила карт-бланш на перемещение в воздушных пространствах Сирии и Ирака. Это беспрецедентный случай для Сирии. И можно только гадать, как будет разворачиваться игра в условиях нового баланса сил на сирийской земле. Существование сирийского режима под угрозой. Сложившиеся условия будут способствовать его ослаблению или даже падению, что в последние два года казалось маловероятным, принимая во внимания его военные успехи.
Вопрос, как Россия могла проголосовать за эту резолюцию, понимая, что в ее тексте отсутствует указание на конкретные территории, по которым можно наносить авиаудары? И как мог спокойно отнестись к ней Иран, руководящий военными операциями в Ираке и участвующий в войне в Сирии? Как Россия, в принципе, не получив никаких гарантий, могла совершить подобные ошибки? Сирия на юге и Украина на западе от российской территории занимают стратегически важное местоположение, и сегодня ситуации в этих странах создают угрозу для безопасности уже самой России.
Неужели в случае с сирийским воздушным пространством Россию было так легко обмануть? Да нет же, в данном случае ложь очевидна, но Москва почему-то ведет себя так, как будто не замечает этого. Сергей Лавров продолжает побуждать Вашингтон к военному сотрудничеству с Дамаском, а ситуация, между тем, развивается совсем в другом направлении.
Остается очень много вопросов. Положение дел таково, что складывается впечатление, что Запад использует борьбу с ИГИЛ в качестве предлога для осуществления своих целей. Есть факты, указывающие на то, что Вашингтон был причастен к созданию ИГИЛ. Оказание помощи таким организациям, как «Ан-Нусра», было частью его политики по поддержке сирийской оппозиции. Он не мог не замечать того, как в первые два года революции она начала принимать форму вооруженного конфликта.
История не знает подобных примеров. Здесь речь идет не просто о создании военного союза, как было в случае с Афганистаном и Ираком, а об открытом захвате территорий сразу двух государств под сомнительным предлогом борьбы с исламистской угрозой. Сомнительным потому, что путь к цели пролегает через воздушное пространство двух крупнейших государств Ближнего Востока.