С точки зрения глобализации, на прошлой неделе произошло важное событие: Международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей, более известная под аббревиатурой SWIFT, сообщила о достижении рекордного количества ежедневных операций, осуществляемых через нее (около 26 миллионов).
Это достижение обнадеживает, поскольку рост числа банковских операций говорит о расширении мировой торговли. Данное событие, несомненно, обрадует руководителей многих стран мира, которые на следующей неделе будут принимать участие в осенних сессиях Всемирного банка и Международного валютного фонда.
К сожалению, на горизонте появилась неожиданная проблема. Всего за несколько дней до объявления о рекордном количестве ежедневных операций, представители SWIFT заявили о том, что Европейский парламент в знак протеста против вторжения России на Украину принял резолюцию, согласно которой российские банки могут быть отключены от системы SWIFT. Все это произошло не без скрытого давления, оказанного на расположенную в Бельгии штаб-квартиру SWIFT со стороны американских политиков.
Пока SWIFT не подчинилась внешнему нажиму. Два года назад в результате западных санкций против Тегерана из системы была исключена группа иранских банков, однако в настоящее время руководство SWIFT высказалось категорически против исключения российских банков. На следующей неделе представители этой организации готовятся официально выразить «сожаление по поводу оказанного [на SWIFT] давления», и особо подчеркнуть тот факт, что если не было вынесено решения парламента, то «[SWIFT] как международная организация не имеет права применять санкции».
Инвесторы должны принять к сведению следующее: если SWIFT согласится ввести санкции, то России будет нанесен большой урон. Российские банки в значительной мере полагаются на систему SWIFT при осуществлении внутренних и международных платежей. Бывший министр финансов России Алексей Кудрин предупредил, что в результате санкций со стороны SWIFT валовой внутренний продукт может сократиться до пяти процентов. Кроме того, исключение России может неблагоприятно сказаться и на мировой финансовой системе. В результате, на следующей неделе во время сессий МВФ и Всемирного банка вновь будет поднят ключевой вопрос: способны ли глобальные институты, которые в конце двадцатого века способствовали объединению мира, по-прежнему оставаться объединяющей силой, или же сформировавшиеся экономические связи будут разорваны в результате политического вмешательства?
Случай со SWIFT символичен. Эта организация была создана еще в 1973 году, когда представители двухсот (главным образом, западных) банков решили создать безопасную, глобальную и многостороннюю систему обмена стандартизированными сообщениями, лежащими в основе межбанковских платежей. Ранее банки полагались на обмен информацией по телексу или переговоры по телефону, однако SWIFT совершила технологический рывок. Ее политическая «нейтральность» подчеркивалась тем, что штаб-квартира этой организации расположена не в Вашингтоне или Нью-Йорке, а в Брюсселе.
SWIFT придерживается принципа политической нейтральности вплоть до настоящего времени. Несмотря на то, что многие банки не отказались также и от других двусторонних систем обмена сообщениями, SWIFT все равно остается основным каналом для осуществления международных платежей: ее услугами пользуются 10500 организаций в 215 странах. Однако репутация SWIFT как политически нейтральной организации все же вызывала сомнения. Так, десять лет назад выяснилось, что американская разведка договорилась с правительствами европейских государств о том, чтобы в рамках борьбы с терроризмом Соединенные Штаты получили широкий доступ к информации, передаваемой по каналам SWIFT, а 2012 году Евросоюз под давлением со стороны США потребовал исключить из этой системы платежей иранские банки.
Нынешние требования о санкциях в отношении российских банков представляют собой потенциально более сильную форму давления. По мнению вашингтонских политиков, исключение России из системы SWIFT — это действенная мера. Она, возможно, окажется самой разрушительной по силе воздействия на экономику санкцией, использованной Западом против Москвы. Но, по мнению руководства SWIFT, этот шаг несет вместе с тем и серьезные риски, поскольку может подтолкнуть незападные страны к созданию конкурирующих систем, призванных защитить их от любых угроз со стороны США.
Кроме того, российские официальные лица уже предупредили о том, что они собираются создать альтернативную систему. И, несмотря на то, что в краткосрочной перспективе Москве будет нелегко создать такую систему (разве что опять перейти на устаревшие телексы), в последнее время российские чиновники уже провели переговоры с китайскими коллегами о создании совместной платформы. Если к работе подключится Пекин, то, по мнению специалистов, последствия будут слишком неблагоприятными. Вместо одной системы для осуществления международных платежей, в конечном итоге могут появиться две и более, в результате чего эффективность глобальных платежей снизится.
Но пока Вашингтон, судя по всему, не беспокоится, поскольку отключение России от SWIFT является достаточно эффективным оружием против президента Владимира Путина. Но необходимо проявить дальновидность, поскольку со временем серьезные издержки могут понести все члены мировой финансовой системы. В любом случае напряженность вокруг системы SWIFT является мощным напоминанием о том, что путь, которым идет глобализация, не всегда прямой, а упомянутый рекорд — 26 миллионов операций, осуществляемых ежедневно через эту систему, — может в итоге так и остаться не побитым.