С учетом отвратительных заголовков по российской тематике (Economist назвал свою последнюю статью прямо и доходчиво — «Российская экономика на грани спада») и вполне реального ухудшения множества экономических и финансовых показателей, вполне можно простить тех, кто думает, что русские недовольны последними экспериментами своего государства, проводящего агрессивную и открыто антизападную внешнюю политику.
Наибольшее распространение получили мысли примерно следующего содержания (и я с ними отчасти согласен): россияне понимают, что именно Путин принимает все решения по Украине, и что он играет главную роль в провоцировании конфронтации с Евросоюзом и с Соединенными Штатами. Из-за ухудшения экономического положения в стране по причине западных санкций, а также из-за общего снижения привлекательности России для иностранных инвесторов россияне призовут Путина к ответственности. Поэтому по существу эти мысли можно свести к следующему: 1) Путин спровоцировал конфликт на Украине; 2) конфликт на Украине больно ударил по российской экономике; 3) спад в экономике — это вина Путина (и все это понимают).
Но проблема в том, что за шесть месяцев, прошедших после присоединения Россией Крыма и превращения внутреннего украинского кризиса в международный, рейтинг популярности Путина не снизился. Ни на йоту. По данным ведущей российской социологической организации Левада-Центр, они сегодня даже на четыре процента выше, чем в апреле, когда националистическая эйфория в связи с «возвратом» Крыма была на пике.
Снизятся ли показатели популярности Путина? Да. На земле нет ни одного политика, неопределенно долго пользующегося поддержкой в 86%. Но чрезвычайно важное, и даже критическое значение имеет вопрос о том, когда произойдет такое снижение. Если падение рейтинга Путина случится через месяц, это будет иметь совсем иные последствия для политического будущего России, чем если это произойдет через 2-3 года. Я, как и многие другие западные аналитики, занимающиеся Россией, ожидал, что ущерб политическому «бренду» Путина будет нанесен быстро, намного быстрее, чем оказалось на самом деле. Несмотря на явное ухудшение экономических прогнозов и перспектив, несмотря на усиление инфляции, на быстрое ослабление рубля, а также на введенный против них самих запрет на импорт продовольствия, россияне сегодня поддерживают Путина даже больше, чем в начале года.
Откровенно говоря, я полагаю, что многие политические меры, принятые Россией за прошедшие полгода, со временем приведут к негативным последствиям. Так, поскольку российские налогоплательщики все больше осознают, какие издержки они несут в связи с субсидированием Крыма (а это очень и очень большие издержки), мне кажется, что оптимизм и уверенность последних месяцев постепенно пойдет на убыль. Но пока действительность такова, что россияне больше, чем прежде, поддерживают политику своего правительства в целом и действия самого узнаваемого политика в частности. Недавний антивоенный марш в Москве стал достойной восхищения демонстрацией мужества, однако опросы очень четко указывают на то, что массового недовольства нет.
Мы не должны предполагать, что Путин «проигрывает», потому что ... ну, потому что пока россияне не призывают президента к ответу за негативные последствия его политики в отношении Украины. Возможно, в будущем они сделают это, но реальность такова, что сегодня Путин в политическом плане намного сильнее и влиятельнее, чем в любой другой момент за последние пятнадцать лет.