Возрождающаяся Россия и попытки Китая проецировать силу на все большее расстояние вызывают ответные действия со стороны Соединенных Штатов, что приводит к росту числа опасных инцидентов в воздухе.
По мнению командующего военно-воздушными силами Соединенных Штатов в тихоокеанском регионе, недавняя череда опасных инцидентов в воздухе над Тихим океаном с участием американских военных самолетов и самолетов Китая и России является результатом применения обоими соперниками Соединенных Штатов все более агрессивных стратегий, направленных на проецирование силы далеко за пределами своих границ.
Генерал военно-воздушных сил Герберт «Ястреб» Карлайл (Herbert «Hawk» Carlisle), командующий ВВС Тихоокеанского региона, отметил, что военно-морские и особенно военно-воздушные силы Китая «продолжают весьма настойчиво наращивать свое присутствие» и становятся более активными в международных водах и в воздушном пространстве Азии.
«Они продолжают говорить о столетии унижений в прошлом веке. Они продолжают называть это восхождением Китая», —заявил Карлайл в одном из своих интервью. — Они продолжают говорить о великой нации. И они намерены продолжать это демонстрировать».
По словам Карлайла, американские и китайские вооруженные силы часто встречаются друг с другом в некоторых частях Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, где они раньше редко вступали в контакт. После принятия на вооружение два года назад первого авианосца, китайские военно-морские силы проводят больше учений вдали от своих берегов и активно патрулируют спорные акватории, где китайские компании осуществляют буровые работы в поисках нефти.
В ответ на подобную активность американские вооруженные силы направили свои корабли и разведывательные самолеты, чтобы внимательно следить за обстановкой в регионе. Китайские военные в таких случаях проводят перехват американских самолетов, и обе стороны при этом стремятся занять более выгодную позицию, отметил Карлайл. «Все это приводит к определенному росту напряженности», — добавил он.
По признанию американских официальных лиц, одна встреча такого рода в августе вышла из-под контроля, когда китайский истребитель J-11 пронесся мимо американского патрульного самолета Poseidon P-8. Китайский J-11 выполнил «бочку» на близком расстоянии, и при этом его крыло оказалось всего в нескольких метрах от американского самолета. Этот инцидент произошел в международном воздушном пространстве, примерно в 220 километрах от китайского острова Хайнань.
В тот момент представители Пентагона выразили свой протест и опубликовали фотографии совершенных на близком расстоянии маневров, которые они оценили как свидетельство опрометчивого и безответственного поведения со стороны китайского пилота. Они также сообщили, что ранее в этом году то же самое китайское военное подразделение провело еще три опасных перехвата американских самолетов.
Карлайл был более сдержан в своей оценке и отметил, что всегда существуют «приливы и отливы» в количестве китайских перехватов, и он не считает, что китайское военное руководство стремится спровоцировать конфликт.
«Лично я полагаю, что не следует особенно раздувать такого рода события, — подчеркнул Карлайл, который вскоре оставит свой пост и будет назначен командующим военно-воздушной группировкой на объединенной базе Лэнгли-Юстис в Хэмптоне, штат Виргиния. Однако он признал, что «вероятность того, что что-то пойдет не так», скорее всего, будет повышаться, поскольку китайские вооруженные силы наращивают свою мощь и проникают все дальше в международное воздушное пространство.
Для предотвращения подобных инцидентов Пентагон в последние годы пытается укрепить коммуникационные каналы и расширить формальные связи с Народно-освободительной армией Китая. Американские официальные лица полагают, что определенный прогресс уже достигнут, однако они признают, что не рассчитывают на быстрое решение этого вопроса.
«Я разочарован. Удивлен ли я? Не могу сказать, что я удивлен», — отметил адмирал Сэмюэл Локлир (Samuel Locklear), глава Тихоокеанского командования вооруженных сил США, 25 сентября на брифинге в Пентагоне, отвечая на вопрос об опасных сближениях в воздухе. «Значительное большинство» контактов между американскими и китайскими военными самолетами и кораблями проходят без каких-либо проблем. «Нас беспокоят особые случаи», — добавил он.
Пентагон уже давно ожидает повышения военной активности Китая в районе Тихого океана, и, кроме того, он вынужден противостоять возрождающейся России, которая проводит полеты на большие расстояния разведывательной и бомбардировочной авиации в этом регионе, в ходе которых российские самолеты приближаются к территории Соединенных Штатов.
17 сентября этого года американские истребители перехватили полдюжины российских военных самолетов — два истребителя, два стратегических бомбардировщика, и два топливозаправщика, — когда они находились в международном воздушном пространстве недалеко от берегов Аляски. Американские официальные лица также сообщили, что они отмечают увеличение количества полетов российских бомбардировщиков в районе Гуама, американской территории в Тихом океане.
Карлайл объясняет полеты российской авиации стратегией Владимира Путина, направленной на то, чтобы «подтвердить законное, по его мнению, место России в существующем международном порядке; частью этой стратегии является также продвижение в район Тихого океана».
Карлайл сказал, что ему «немного сложнее понять смысл российских маневров» в сравнении с действиями китайских военных, которые он называл «более рациональными».
Россия также активизировала полеты в воздушном пространстве между своими тихоокеанскими границами и Японией, что вызвало за последний год резкое увеличение количества перехватов со стороны японских ВВС российских военных самолетов.
Россия, в свою очередь, без колебаний перехватывает американские разведывательные самолеты вблизи своей территории. В апреле этого года российский истребитель Су-27 пролетел на расстоянии 30 метров от самолета американских ВВС RC-135U, находившегося в международном воздушном пространстве над Охотским морем. Подобные действия России вызвали протесты со стороны Пентагона.