Когда упоминают Хоккайдо, в голову сразу приходят четыре острова, которые являются предметом территориального конфликта. Эти острова наряду с архипелагом Сенкаку постоянно находятся под пристальным вниманием, однако острова Рисири и Рэбун, известные благодаря отлову морских ежей и сбору морской капусты, также расположены в важной приграничной зоне Японского моря. Там нет проблем, характерных для Южных Курил и Сенкаку, однако периодически возникают ситуации, которые угрожают Японии и японцам. Я хотел бы рассказать о том, что происходит на северных островах, включая Цусиму, Садогасиму и архипелаг Гото.
Рэбун в начале сентября. Необычайно хорошая погода для этого времени — особенно учитывая то, что 24 августа здесь выпало рекордное количество осадков: 183 миллиметра. Произошло обрушение грунта, в результате чего зданиям был нанесен серьезный ущерб, погибли две женщины. Следы происшествия еще видны.
Подвозивший меня член городского совета Тосихару Фукуда (Toshiharu Fukuda) неожиданно говорит, указывая на море: «Корабль, перевозивший крабов, сбил здесь моего зятя, он до сих пор числится пропавшим без вести».
7 июля 2005 года его рыболовецкое судно столкнулось с камбоджийским грузовым кораблем.
Грузовой корабль попытался скрыться, но его нашли и арестовали весь экипаж, состоявший из россиян. Суд города Вакканай осудил штурмана на один год и шесть месяцев тюремного заключения.
Казалось бы, на этом дело закончено, но семья, потерявшая кормильца, оказалась в неразрешимой ситуации.
Члены семьи потребовали возмещения ущерба, но капитан уехал в Россию и пропал, а владелец судна так и не был установлен. В результате родственники остались без компенсации. Они получили только часть денег от продажи грузового судна на аукционе.
«Им оставалось только смириться», — с сожалением говорит г-н Фукуда.
Я еду к северному окончанию острова. Недалеко от мыса, откуда виднеется Сахалин, располагается остров Тодосима.
«Браконьеры из России перегружают выловленных недалеко от Тодосимы крабов в грузовые суда, которые отправляются в порт Вакканай по проливу Лаперуза», — говорит Фукуда и добавляет: «Здесь часто появляются военные корабли. Сейчас все внимание сосредоточено на Сенкаку, но рядом с Рисири и Рэбун - схожая ситуация».
Военные корабли представляют опасность и для рыболовецких судов.
Мэр Тоору Оно (64, Tooru Ono) заявляет: «Здесь появляются не только браконьеры, но и российские военные корабли, а также подлодки. Вдруг столкнешься с военным кораблем». Пока таких аварий еще не было, но рыбаки боятся этого.
Об опасности на море также говорят на соседнем Рисири.
Рыболов Осаму Сасаки (49, Osamu Sasaki) каждый год ходит на техосмотр в город Хаборо. По дороге он часто встречает браконьерские и грузовые суда вблизи Рисири и Рэбун.
«Вижу их каждый год. Команда состоит из россиян, но суда не российские, поэтому в случае аварии не выяснишь, кто хозяин судна», — говорит Сасаки. Он также слышал, что раньше было много кораблей с оружием на борту.
Мэр города Рисирифудзи Ёсикадзу Тамура (60, Yoshikazu Tamura) признается, что «до стрельбы не доходило, но он много раз слышал о том, как браконьеры преследовали кого-то».
«Этот регион несет скрытые опасности, поскольку рядом Россия. Никто не проявляет озабоченности только потому, что создается впечатление, что ничего не происходит», — предупреждает член городского совета Тосихиро Нагаока (57, Toshihiro Nagaoka).