Батальон «Азов» отличается тем, что принимает иностранных легионеров. Сегодня в его рядах — около 20 легионеров. Большая их часть приезжие из Скандинавии, есть легионеры из Франции, Канады, Италии, Греции, Словакии, Польши, Грузии, Белоруссии и России.
В Швеции средняя почасовая оплата труда составляет около 140 литов (350 крон). Служащим добровольческого батальона Министерства внутренних дел Украины платит около 186 литов (70 долларов США) в месяц.
После утреннего построения на базе «Азова», получив приказы на день, военные собираются завтракать. Похолодало, поэтому пища играет важную роль. Военные радуются новому профессиональному коллективу поваров из Киева. В просторной столовой есть отдельный столик, за которым говорят по-английски.
Легионеры рассказали, почему они готовы воевать за чужую страну. В рядах сотрудников «Азова» есть и литовская фамилия. Это врач Хенрикас Янкаускас. Отец Янкаускаса вильнюсец, а мать родом из Луганска.
«Я бывал в Литве, там у меня есть родственники, но по-литовски я не говорю», — рассказал родившийся и выросший на Украине врач, который служит в «Азове» уже месяц. Отец Хенрикаса работает в Лондоне, а мать — в Ливии. Окончив курсы врача-санитара, он решил записаться в батальон.
«Лабас, лабас», — здоровается украинец Владислав.
«Моя мать родом из Южинтай, Рокишкского района. Она вышла замуж за украинца, поэтому во мне есть кровь двух народов», — рассказал он и сказал, что понимает литовскую речь.
Владислав вырос и живет в Киеве, но иногда ездит на родину матери. Он удивлен тому, что среди бойцов «Азова» нет никого из Литвы.
Больше всего легионеров батальона приехало из Швеции. Один из них, назвавшийся Лео, несколько недель назад приехал из Мальме. На щеке у Лео татуировка в виде трезубца Посейдона, который используется в символике шведского элитного подразделения десантников Kustjagarna. Легионер сказал, что совсем недавно окончил Шведскую военную академию, а на Украину приехал по двум причинам: бороться против пророссийских сепаратистов и помочь украинцам.
«Мне не все равно, когда в Европе XXI в. меняются границы государств, мне не все равно, когда одна страна на танке въезжает на территорию другого суверенного государства», — сказал Лео и уверяет, что будет на Донбассе столько, сколько надо.
Чтобы приехать на Украину, Мыкола из Стокгольма прервал учебу в университете. Он приехал, поскольку был разочарован излишней толерантностью Швеции по отношению к России: «Я здесь, чтобы бороться с сепаратистами. Меня злит нейтралитет Швеции в определенных вопросах. Думаю, придет время, и моя страна начнет иначе относится к России».
На вопрос, вернется ли он на родину, швед ответил, что после всего, что здесь пережил, не знает, хотел ли бы вернуться в «толерантную Швецию».
«До сих пор нас (иностранцев — прим. ред.), не включали ни в работы по приготовлению пищи, ни в военные действия в зоне АТО из-за языкового барьера», — рассказал Мыкола и выразил надежду на то, что если иностранцам доверили кулинарное дело, то, может, скоро разрешат и воевать.
В военных действиях на Донбассе принимали участие лишь несколько иностранцев. По словам Лео, пока их не допускают к этому по двум причинам — невладение украинским и русским языками и вероятная невозможность договориться в критический момент. Иностранцы не скрывают, что в «Азове» создают отдел легионеров, который должен возглавить ставший легендой на Украине снайпер шведской армии Микаель Скиллт.
Самым опытным легионеров в «Азове» считается военный из Салоник.
«Приехав в батальон, я сразу попал в военные действия в Донецком районе. Не успел даже униформу получить», — вспоминает он. Профессиональный военный греческой армии сказал, что за несколько месяцев в «Азове» повидал немало военных действий. «Может, даже и больше, чем требовалось», — сказал легионер.
По его словам, он приехал сюда по личным причинам: «Моя цель — участие в военных действиях с целью получения опыта. Конечно, надо прибавить, что я не люблю россиян. Поскольку «Азов» единственный батальон, принимающий иностранцев, я приехал сюда».
«Греция — страна, поддерживающая коммунизм, поэтому она поддерживает действия России. Я всегда был прозападным человеком. У себя на родине мы пережили пятилетнюю войну с греками, у которых есть болгарские корни, их поддерживала компартия и, конечно, Россия. Я не вижу большой разницы между действиями сепаратистов в Греции и на Донбассе», — рассказал легионер, находящийся в «Азове» уже два месяца.
Грек, как и другие иностранцы, приехал сюда тайно и скрывает свои паспортные данные. Большинство из них хочет избежать ненужного внимания и возможного преследования после возвращения на родину.