Вашингтон — В течение последних пяти лет несколько стран с низким уровнем дохода, такие как Руанда и Гондурас, выпустили свои первые в истории облигации для частных и иностранных инвесторов в Лондоне и Нью-Йорке. До недавнего времени подобный шаг был бы немыслимым, поэтому первый выпуск облигаций новых заемщиков следует рассматривать как знак большого доверия инвесторов. Однако он также должен отзываться знакомым звуком набата.
Около 20 «дебютных выпусков» заработали 12 миллиардов долларов по процентным ставкам, что, в среднем, всего лишь на 4,5 процентных пункта выше того, что правительство Соединенных Штатов платит в сроках погашения пять или более лет. Это небольшое изменение в великой схеме глобальных финансов; однако, учитывая, что многие из этих заемщиков всего десять лет назад находились в бедственном положении или в состоянии дефолта и нуждаются в списании долгов, происходящее является действительно впечатляющим поворотом.
Однако доступ стран с низким доходом к частным кредиторам сопровождается рисками, которые должны быть определены в самом начале, прежде чем они перерастут в непосредственную угрозу.
Для начала, существует риск пролонгации. Облигации должны быть погашены в иностранной валюте, как правило, в долларах США, единовременной выплатой. Эти единовременные выплаты могут быть велики, особенно в сравнении с прошлыми долговыми обязательствами или будущими экспортными поступлениями.
Данные Всемирного Банка, отслеживающие эволюцию долга развивающихся стран с 1970 года, показывают, что вероятность попадания страны в долговой кризис увеличивается в девять раз (с вероятностью один к пяти), если объемы для погашения равны более чем одной десятой ее экспорта — ситуация, с которой могут столкнуться три сегодняшних новых эмитента, когда придет время погасить облигации.
Смогут ли бедные заемщики избежать подобного финансового сжатия, будет зависеть от нескольких факторов. Одним из них является то, будет ли у них возможность выпустить больше облигаций, чтобы погасить те, у которых истек срок. Другим является то, будут ли они благоразумно инвестировать деньги, тем самым обеспечивая быстрое погашение. И это также будет зависеть от того, будут ли страны с неустойчивыми доходами, особенно те страны, чьи доходы зависят от природных ресурсов, откладывать деньги в моменты высокой прибыли.
Второй, среднесрочный риск, включает развороты потоков капитала. Аппетит кредиторов к облигациям стран с низким уровнем дохода в значительной степени вызван комбинацией избыточной ликвидности и практически нулевых процентных ставок в развитых экономиках мира с момента глобального финансового кризиса 2008-2009 годов. Только благодаря предложениям с ничтожной доходностью дома инвесторы посмотрели на более рискованные «пограничные» рынки в поисках более высокой доходности.
Однако рано или поздно развитые страны вернутся к ужесточению денежно-кредитной политики, что сделает облигации развивающихся стран менее привлекательными. Заемщики, обладающие разумной макроэкономической политикой, вероятно, сохранят некоторую привлекательность для мировых финансовых рынков, но менее предусмотрительные правительства могут внезапно оказаться не у дел.
К сожалению, качество практики управления долгом среди новых эмитентов облигаций не везде одинаково хорошее. Разумные стратегии долга, профессиональная работа отдела по управлению долгом и четкая правовая основа государственных заимствований стали более важными, чем когда-либо.
Надо отметить, что за последнее десятилетие на этом фронте был достигнут значительный прогресс, большая часть которого финансировалась при помощи богатых стран. Однако возможно и необходимо сделать еще больше до того момента, когда волна заимствований станет слишком большой, чтобы управлять ею или распространится на государственные и муниципальные органы власти, которые страдают от слабого административного потенциала. Стоит отметить сильную отрицательную корреляцию между качеством практики управления долгом страны и ее риском долгового кризиса, поскольку 90% стран с низким уровнем риска демонстрируют хорошую практику.
Третий риск заключается в том, что о предстоящих долговых урегулированиях будет сложнее договориться. Традиционно кредиторами стран с низким уровнем дохода являлись богатые мировые правительства и многосторонние организации, которые находили политически неприемлемым требовать возврата долгов, если это означало, что заемщики будут вынуждены сократить жизненно важные общественные услуги, такие как образование или здравоохранение. В процессе, на который уже ушло 15 лет — и который остается незавершенным — долги 35 бедных стран с высоким уровнем задолженности (HIPC) были прощены, а их стоимость составляла более 100 миллиардов долларов.
Однако теперь многие из бывших HIPC продают облигации на мировом рынке частным инвесторам, что стало значительно более рискованным в последние месяцы из-за волны судебных решений в Соединенных Штатах, которые позволяли держателям облигаций отклонить погашения задолженностей и подать в суд требование полной оплаты. Надо надеяться, что привлеченные средства будут вкладываться с умом, а выплаты не потребуют серьезных жертв, поскольку на данный момент не существует согласованного механизма реструктуризации, не говоря уже об отмене, новых долгов.
Можно было бы спросить, почему все, кроме частных глобальных инвесторов, идя на риск, должны заботиться о пролонгациях, разворотах капитала, управлении и урегулировании долгов. Причина в том, что государственно-долговой кризис больше всего вредит бедным гражданам страны, которые мало что понимают и не имеют голоса в вопросе выпуска облигаций. Когда страна объявляет дефолт, экономический ущерб увеличивает число бедных людей и ухудшает их условия жизни. Когда Аргентина в 2001 году объявила дефолт, каждый пятый из ее граждан оказался за чертой бедности.
Надежное управление долгом это, в сущности, надежная социальная политика — урок, к которому должны прислушаться как заемщики, так и кредиторы, когда они вступают в долговые отношения, которые, без надлежащего управления, могут оказаться сложнее, чем сперва предполагалось, и хлопотнее, чем кто-либо ожидал.